«Небесная кинематика» и «Земля вблизи Гаргантюа»: в IT-направлении проекта «Звезда будущего» прошли итоговые защиты

3 июня в БФУ им. И. Канта прошла защита проектов инженерной IT-подготовки в рамках «Звезды будущего» Центра развития современных компетенций детей. В течение года талантливые школьники обучались проектировать, настраивать и поддерживать работоспособность вычислительных сетей и приобрели целый спектр компетенций, позволяющих реализовать себя в области информационных технологий.

 Практикоориентированное обучение 62 школьников 9-10 классов включило в себя курс лекционных занятий, формирующих представление о построении и функционировании компьютерных сетей, о сетевых технологиях, математическом моделировании и многом другом.

6R1A6444.jpg


По итогам первого года обучения, 48 школьников представили 10 командных проектов по двум направлениям «Математическое моделирование» и «Построение компьютерных сетей».

В рамках направления «Математическое моделирование» ребята представили 5 проектов.

В рамках проекта «Худеют ли черные дыры к лету?» ребята провели исследования изменений параметров черной дыры с течением времени, построили зависимость параметров черной дыры от времени. Проект «Земля вблизи Гаргантюа» посвящен исследованию возможного нахождения планеты возле чёрной дыры, а также искривления единого пространства-времени вблизи объекта гигантской массы, в частности, чёрной дыры (или проще говоря, замедлению течения времени в гравитационном поле сверхмассивной чёрной дырой). Школьники привели результаты моделирования траектории движения планет вокруг Гаргантюа, которые являются гипотетически существующими объектами. Построена зависимость времени от координат точек траектории. В работе «Двойная система» исследовалась динамика компонент двойной звездной системы для различных начальных параметров (скоростей и координат). Проект «Хищник-жертва» посвящен процессам слияний и поглощений компаний, основанных на биологической системе модели Вольтерры – Лотки. Полученные результаты показывают, взаимосвязь экономических компаний схожих с поведением хищника и жертвы. В рамках проекта «Небесная кинематика» проведено исследование эллиптических орбит тел солнечной системы. Получена анимированная модель планет солнечной системы, а именно планет земной группы и газовых гигантов, а также некоторых астероидов и комет.


6R1A6416.jpg
6R1A6452.jpg


В рамках направления «Построение компьютерных сетей» ребята защитили пять проектов.

• «Настройка сетевой инфраструктуры предприятия, построенной на оборудовании CiscoSystem»
• «Реализация технологии трансляции IP адресов для корпоративной компьютерной сети»
• «Организация защиты корпоративной компьютерной сети на основе списков контроля доступа»
• «Настройка локальной компьютерной сети предприятия с использование динамической адресации»
• «Применение технологии виртуальных локальных сетей в настройке компьютерной сети предприятия» 

Оценивали работы школьников преподаватели и исследователи БФУ им. И. Канта, представители министерства образования Калининградской области и потенциальные работодатели — партнеры программы «Звезда будущего»:

  • Асташенок Артем Валерьевич д.ф.-м.н., профессор
  • Кулешов Артур Владимирович к.ф.-м.н., доцент

  • Шпилевой Андрей Алексеевич к.ф.-м.н., доцент, первый заместитель директора института физико-математических наук и информационных технологий.

  • Ткаченко Сергей Николаевич к.ф.-м.н., доцент

  • Кащенко Николай Михайлович д.ф.-м.н., профессор

  • Шпилевой Андрей Алексеевич к.ф.-м.н., доцент, первый заместитель директора института физико-математических наук и информационных технологий.

  • Семенов Алексей Алексеевич, директор филиала Калининградского филиала ПАО «Ростелеком»

  • Каргаполов Алексей Дмитриевич, начальник ЦЭТИ Калининградского филиала ПАО «Ростелеком»

  • Круглова Мария Андреевна, PR-менеджер компании KODE, лидера ИТ-сообщества GDG Kaliningrad 


6R1A6447.jpg

Андрей Шпилевой, первый заместитель директора института физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта:

«Сегодняшний этап защиты проектов подводит определенную черту обучения, творческого процесса, в котором школьники принимали активное участие на протяжении года. Это первый этап ребят погружения в инженерные технологии, современные информационные системы. Это отличный старт в будущее!»

6R1A6460.jpg

.
Алексей Семенов, директор Калининградского филиала ПАО «Ростелеком»:

«Нам всегда интересно общаться с молодежью, особенно с умной и заинтересованной. На нашем предприятии, одном из крупнейших в регионе, работает несколько сотен человек. И, конечно, ежегодно мы ждем к себе новых специалистов. Знания, которые школьники получают сегодня, определят, насколько успешны они будут в профессии».
Проект «Звезда будущего» позволит школьникам отрыть для себя новые горизонты и понять, какие научные направления актуальны сегодня, отмечает преподаватель, аспирант, руководитель Астрономического сообщества БФУ им. И. Канта Алексей Байгашов:

«Ребятам я рассказал о таком перспективном научном направлении, как виртуальное моделирование физических процессов. Перспективы для ребят в этом направлению представляются очень широкие: от научной области до создания компьютерных игр. Кроме того, в рамках курса ребята освоили основы программирования. Ребятам было очень интересно. В школе они учат теорию, а здесь мы школьную физику «переносим в компьютер», чтобы посмотреть, как теоретические уравнения применяются на практике. Удачно совпало, что именно в этот период было совершено открытие — получено изображение черной дыры. Поэтому часть проектов была посвящена именно этому явлению. Более того, школьники сами выбирали интересные для них темы».

6R1A6475.jpg


Артем Захаров, преподаватель Института физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта:

«Я вел занятия у школьников 9-10 классов по сетевому и системному администрированию в течение года. По мере прохождения курса ребята научились работать с серьезным сетевым оборудованием, научились настраивать различные сетевые устройства, например, статическую и динамическую маршрутизацию, внедрять различные функции безопасности, работу различных сетевых служб. Сегодня ребята успешно представили свои проекты. Я надеюсь, что проделанная работа поможет им в определении профессионального пути».

6R1A6398.jpg


Впечатлениями о насыщенном учебном годе поделились сами школьники.

Михаил Борзенко, ученик 10 класса МБОУ СОШ «Школа будущего»:

«Обучение было очень интересным. Хотелось бы поблагодарить наших преподавателей, которые сделали все, чтобы каждый был увлечен своим проектом. Обучение здесь помогает мне понять интересно, ли мне это направление. Некоторые ребята поняли, что это не совсем их, а часть одноклассников, наоборот, хотят продолжить обучение именно в этом направлении».

6R1A6411.jpg


Анастасия Чиканова, ученица 10 класса гимназии №40 имени Ю.А. Гагарина:

«Мы учились не просто механически работать, но и думать над сложными информационными системами. Преподаватели вели очень интересные лекции и практики так, чтобы понял каждый. Я очень рада быть частью проекта «Звезда будущего».
Школьникам торжественно вручили сертификаты об окончании образовательной программы инженерной IT-подготовки в Центре развития современных компетенций БФУ им. И. Канта.
Отметим, что впереди талантливых школьников ожидает второй год обучения по программе, в рамках которого будет предусмотрено тесное взаимодействие с потенциальными работодателями региона.

IMG_0390.jpg


Справка:
Уникальный проект «Звезда будущего» реализуется БФУ им. И. Канта, Правительством Калининградской области и Фондом новых форм развития образования. В рамках проекта у сегодняшних школьников есть возможность получить предпрофильную и раннепрофильную подготовку сразу по нескольким направлениям. Задача — формировать у ребят изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление совместно с образовательными организациями Калининградской области, промышленными предприятиями и бизнес-структурами. При этом формат преподавания во многом экспериментальный и по большей части – неформальный: масса практических интерактивных занятий, командная работа, соревновательные элементы, создание продуктов и решение реальных практических задач.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта