«В России формируется цифровое пространство»

В преддверии международной конференции «Человеческий капитал в формате цифровой экономики», посвящённой 90-летию Сергея Петровича Капицы, мы публикуем интервью президента Кабардино-Балкарского государственного университета Барасби Сулеймановича Карамурзова.

Барасби Сулейманович, расскажите о цифровой экономике. Что это и почему это может быть актуальным для тех, кто только начинает свой академический путь?

К сожалению, сегодняшние определения цифровой экономики очень разнообразны, а иногда и противоречат друг другу. Когда у понятия есть такое множество трактовок, это всегда означает большое количество неопределённостей и «белых пятен» в этой теме.

С уверенностью можно говорить о цифровой трансформации — переходе всех сфер жизни человека (экономики, управления, сельского хозяйства и т. д.) в цифровое пространство. В связи с этим возникает вопрос: а как быть государствам, корпорациям, межгосударственным объединениям? Какой может быть цифровая политика? И как в дальнейшем будет формироваться цифровое пространство.

Формируется ли сейчас в России цифровое пространство? Какие признаки его формирования мы можем видеть?

Да, оно формируется. Если говорить о примерах из повседневной жизни — это и электронный документооборот, и деятельность «служб одного окна» в многофункциональных центрах предоставления госуслуг. Для нормального функционирования цифрового пространства необходима инфраструктура соответствующего уровня, причём охвачена должна быть вся территория России в целом и каждого региона в частности. Увы, на данный момент налицо цифровые «разрывы», и пока они не будут нивелированы, говорить о построении цифровой экономики не приходится.

Через какой промежуток времени, на ваш взгляд, цифровое пространство будет построено?

Сейчас вовсю идут процессы, которые не всегда заметны глазу простого обывателя, прежде всего — цифровизация крупных корпораций, взаимодействие между которыми требует выработки определённых норм, в том числе и на межгосударственном уровне. Эти нормы могут лечь в основу той юридической базы, которая будет впоследствии регулировать деятельность корпораций, а корпоративное право со временем может получить приоритет перед правом государственным.

Какие страны находятся на передовой внедрения информационных технологий?

Нужно понимать, что информационные технологии — это не цель, а средство. Это инструмент для выстраивания цифровой инфраструктуры. Не может какая-то одна страна проснуться утром и заявить: мы построили цифровое пространство. Этот вопрос растянут во времени. В промышленно развитых странах процесс цифровой трансформации, конечно же, проходит быстрее.

Ещё 11 лет назад ЮНЕСКО сформулировала концепцию так называемого «технологического прыжка», который бы позволил развивающимся странам внедрить разом наиболее передовые технологии. Поэтому сейчас принцип «догнать и перегнать кого-то» не актуален, у России нет времени осваивать всё, и нужно сконцентрировать внимание на самых передовых областях науки. И предпосылки к такому прыжку у нас есть, осуществить его можно в течение нескольких лет.

Какие специалисты потребуются странам, когда цифровая экономика заработает на полную мощность?

Потребность в специалистах в области информационных технологий будет только возрастать — базы данных нужно формировать, обрабатывать, создавать новые интерфейсы, не допускать конфликтов при взаимодействии разных баз. Менеджерам и управленцам придётся пройти трансформацию: в цифровом обществе нужно управлять не людьми, а их знаниями.

Не останутся в стороне и представители гуманитарных направлений — лингвисты, филологи, и в особенности философы, ведь взаимодействие социума и искусственного интеллекта представляет собой важную философскую проблему. Цифровизация общества высвобождает огромное количество рабочих рук, использование мехатроники и робототехники сведёт к минимуму физический труд человека. Перед государствами встанет потребность в оперативной переподготовке людей, труд которых более не востребован. Здесь мы подходим к теме того, какими станут университеты будущего.

Какими?

Я считаю, что будущее за университетами двух видов. Первый — классические, которых будет очень мало, и где будут готовить как гуманитариев самой высокой квалификации, так и представителей естественнонаучных направлений. Вторые — профильные, работающие на подготовку работников узкой специализации — программисты, механики, робототехники.

Соотношение первых ко вторым будет примерно 1:10. Но ни те, ни другие не будут похожи на то, что мы имеем сейчас, в первую очередь потому, что возрастёт роль дистанционного обучения. Конечно, физиком-экспериментатором без работы в лаборатории не стать, но есть много дисциплин, которые вполне можно освоить на расстоянии.

Как университеты могут подготовиться к такому переходу?

Этот процесс будет долгим и непростым. Чем раньше университет поймёт необходимость изменений, тем быстрее он сможет адаптироваться к новым реалиям. Молодёжь будет всё активнее идти на конкретную специальность, и не последним аргументом в пользу того или иного университета будет его место в рейтинге по данному направлению.

Для такого вуза, как РосНОУ, тема рейтингов может быть очень интересной, особенно та её часть, которая касается оценки социальной мобильности выпускников. В Национальном рейтинге вузов, который мы разрабатываем, возможно, впервые делается попытка дать оценку качеству именно дистанционного обучения. Первый блок этого рейтинга будет касаться непосредственно образования, второй — науки и инноваций, третий — взаимодействию университета и общества. Те рейтинги, которые у всех на слуху (QS, THE, Шанхайский), в основном оценивают лишь наукометрические показатели и количество лауреатов престижных премий, тогда как университет призван служить обществу в целом, оказывать на него позитивное влияние, давать качественное образование, которое будет способствовать уменьшению разрыва в доходах выпускников. И я уверен: университеты, которые решают эту задачу, работая тем самым на благо общества, будут востребованы. Я хочу пожелать абитуриентам и студентам, чтобы образование позволяло им воспользоваться «социальным лифтом» в полной мере.

Юлия Анненкова


Интервью Б. С. Карамурзова «В России формируется цифровое пространство» опубликовано в 4-м номере газеты Российского нового университета «Радио, 22».


Партнёр: Российский новый университет