О влиянии живописи на ядерную физику

Празднование 110-летия со дня рождения К.А. Петржака начинает череду памятных событий, связанных с предстоящей 190 годовщиной создания Технологического института.

2 октября в большой физической аудитории прошло совместное заседание научно - технического совета института и преподавателей и студентов инженерно - технологического факультета, тесно связанных с ядерными технологиями. В основном, именно для молодых людей, выбравших будущей профессией работу с мирным атомом, прозвучали выступления проректора по научной работе А.В. Гарабаджиу и учеников Константина Антоновича: профессора кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии А.Ф. Нечаева, доцента кафедры радиационной технологии О.П. Никотина и профессора Б.Т. Плаченова, заведующего кафедрой радиационной технологии И.В. Юдина.

А.В. Гарабаджиу, говоря о вкладе ученых и преподавателей Технологического института в мировую науку, сравнил открытие спонтанного деления ядер урана, сделанное К.А. Петржаком в 1940 г. совместно с Г.Н. Флеровым под руководством И.В. Курчатова, с результатами работ Отто Ганна, удостоенного за схожие разработки Нобелевской премии в 1944 г.

В созвездии ученых и преподавателей Техноложки, которых знают и уважают во всем мире, К.А. Петржак занимает особое место – еще работают его ученики, которые знали Константина Антоновича не только по научным публикациям. Выступивший на заседании О.П. Никотин, напомнив непростую биографию Константина Антоновича, рассказал несколько историй из их совместной работы. Он вспомнил рассказ К.А. Петржака о поездке в США в далеком 1965 г., когда сотрудники лаборатории в Беркли назвали автора открытия спонтанного деления ядер урана человеком, «закрывшим периодическую таблицу Менделеева». Олег Павлович упомянул о вкладе К.А. Петржака в укрепление обороноспособности страны – его участии в разработке водородной бомбы, о котором мало говорили ранее. Он подчеркнул, что без пафосных слов Константин Антонович был настоящим патриотом и понимал, какую великую страну он представляет.

Профессор А.Ф. Нечаев, рассказал, что гордится тем, что К.А. Петржак являлся официальным научным руководителем его кандидатской диссертации. Он подчеркнул, что для нынешних студентов очень важно прикосновение к легенде, ощущение причастности к истории науки, которое дают такие воспоминания людей, знавших не только великого ученого, но и талантливого педагога. К.А. Петржак был одним из немногих преподавателей, способных доходчиво и изящно объяснять сложнейшие понятия ядерной физики. Термины «потенциальная яма», «туннельный эффект» навсегда остались в памяти тех, кто ходил на его лекции благодаря остроумным рисункам мелом на доске и его комментариям.

Еще один ученик К.А. Петржака, бывший сотрудник Технологического института и «Радиевого института им. В.Г. Хлопина», Борис Тихонович Плаченов подробно остановился на роли образования в формировании ученого. Сегодня трудно представить, как в далекие двадцатые годы прошлого века, молодые люди – «рабфаковцы» за два года осваивали сегодняшнюю школьную программу с самых азов, уже работая на производстве. Так и Константин Петржак, который уже расписывал фарфоровые сервизы (кстати, многие из которых были выполнены, по требованию заказчиков – арабских шейхов, в единственном экземпляре и долгие годы украшали восточные дворцы) и который вовсе не собирался стать физиком, прошел школу рабфака Ленинградского университета.

Со слов Б.Т. Плаченова, все перевернул простой физический эксперимент по статическому электричеству, увиденный К.А. Петржаком в лаборатории ЛГУ. Сегодняшним студентам, получающим университетские знания в комфортных условиях, сложно представить, что главной трудностью начинающего исследователя, как он говорил, было понять, почему при умножении на дробь результат получается меньше исходного числа. И если эти сложности не помешали сделать открытие мирового значения, то каких же результатов должны добиться нынешние студенты, обладающие всемирной базой знаний и современным исследовательским оборудованием? Борис Тихонович напомнил мнение К.А. Петржака, что «учить нужно, опережая время на десять лет». Такой подготовки по физике для химиков, которая формировалась на кафедре ядерной физики Технологического института в советское время, не было ни в СССР, ни в мире. База фундаментальных знаний и умений по ядерной физике, созданная К.А. Петржаком, позволяла студентам свободнее мыслить и в вопросах химии, что давало более широкие возможности после окончания обучения в институте.

Другим фактором, позволяющим добиться больших результатов в науке, является развитие творческих способностей. Талантливый ученый, как правило, не сосредоточен только на науке. Ярким подтверждением этому было самостоятельно полученное умение К.А. Петржака исполнять на гитаре и скрипке серьезные классические произведения, которые он слышал в оркестровом исполнении.

Важности воображения и умения рисовать для хорошего инженера была посвящена презентация заведующего кафедрой радиационной технологии И.В. Юдина. Он представил ряд работ живописца К.А. Петржака: созданные им в разные годы портреты и пейзажи любимых уголков природы. Работы ученого отличает особая манера письма, своя палитра красок. В любовно написанных пейзажах им тщательно прорисованы все мельчайшие детали. Это умение пригодилось в свое время при нанесении тончайшего слоя оксида урана на стенки ионизационной камеры, которая стала экспериментальной базой мирового открытия.

В портретах И.В. Курчатова, В.Г. Хлопина и других соратников чувствуется отношение художника, его глубокое уважение к тем людям, которые ему позировали. В своих картинах К.А. Петржак сохранил образы тех людей, которые создавали историю атомной отрасли, которые служат примером для новых исследователей в области ядерной физики.

Познакомиться с некоторыми живописными работами К.А. Петржака из архива музея Технологического института можно в эти дни на выставке, организованной кафедрой радиационной технологии в библиотеке вуза благодаря поддержке ее директора, Т.Н. Старостенко.

Н.В. Чумак, доцент кафедры РТ

Биография Константина Антоновича Петржака на нашем сайте.


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)