«Мораль и политика: уроки Никколо Макиавелли»
30 октября 2014 г. под руководством преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин Полякова М. Б. студенты юридического факультета МФЮА посетили лекцию А. Гусейнова на тему «Мораль и политика: уроки Никколо Макиавелли». Лекция проходила в Государственной Думе в рамках цикла лекций «Развитие правовой системы в Российской Федерации».
Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин открывая осенний цикл лекций, касающихся вопросов права, Конституции, культуры, представил докладчика как «уникального ученого-философа». Академик А. Гусейнов является директором Института философии РАН. По словам В. Плигина, слушателям «представилась уникальная возможность» не только послушать академика, но и «поговорить с ним по философским и прагматичным проблемам».
В. Плигин отметил, что, говоря о прагматичных вопросах, «мы зачастую забываем основы построения миропорядка и основы функционирования общественного механизма». «Все кажется точечно, текуще, разорванно, а на самом деле то, что было, то и будет – нет ничего нового под солнцем», – задал философский настой аудитории Малого зала депутат.
Лектор рассказал, что известный в 15 веке писатель, философ, драматург Н. Макиавелли «прославился небольшой книжечкой», название которой переводится как «Государь» или «Князь». В ней отражена система взглядов Никколо Макиавелли на соотношение морали и политики, важных для понимания исторических событий и современной общественной жизни. Написанное 500 лет назад, запрещенное на протяжении нескольких столетий произведение актуально и сейчас: понятие «макиавеллизм» прижилось в политике. Его значение лектор определил как «политический аморализм».
Новаторство Н. Макиавелли в понимании соотношения морали и политики А. Гусейнов считает в том, что философ впервые связал политику с аморализмом. Разбираясь в аморализме самой политики и присутствии его в политике, лектор представил различные точки зрения. Политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства – это однозначно, по словам лектора, утверждается самим средневековым философом.
Политики и этика, тесным образом связанные между собой, с совпадением целей моральных и материальных потребностей, по Аристотелю, направлены во вне: «у лучшего человека и лучшего государства цели одни и те же». Макиавелли же считает, что государство является формой организации нации, само государство представляет собой интересы, порой противоречивые, различных групп граждан. Принципиальной вещью, зафиксированной Н. Макиавелли, является различие интересов государства и личности.
Весь трактат написан в назидание государю, как свод советов для приобретения, сохранения и укрепления власти. Главный тезис состоит в том, что политик должен быть способен к моральному злу: жестокости, обману, скупости, лицемерию и другим «моральным деструкциям». Более того, по словам лектора, Н. Макиавелли формулирует постулат: если государь не способен переступить через мораль, то «он не соответствует своему предназначению». Но не это главное, по мнению А. Гусейнова, а то, что философ зафиксировал противоречие между политикой и моралью, и то, что через эту стадию проходят все люди, занимающиеся политикой.
Формула Н. Макиавелли «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступать на путь зла, если это необходимо» важна для его понимания, считает А. Гусейнов и напоминает, что действия зла, по Макиавелли, «должны быть единичны, и ни при каких случаях нельзя допускать присвоения чужого имущества и чужих жен». Это значит, что честь для политика важнее всего. «Зло нужно совершать с явным пониманием того, что ты совершаешь зло» – это, по мнению лектора, «важный пункт в понимании Н. Макиавелли». Первый принцип – называть зло злом, а второй – применять логику меньшего зла – это важные постулаты Н. Макиавелли. С его точки зрения, политика не является нейтральной зоной, она подлежит оценке в категориях добра и зла, она неизбежно сопряжена с моралью, но аморализм не является ведущим, он лишь находится в наборе средств политика, важно, чтобы политик понимал, когда он находится за пределами морали.
При таком подходе мораль, уверен А. Гусейнов, «конечно, сохраняет автономность». Н. Макиавелли не считал, что политическая целесообразность может быть новым этическим принципом, он никогда не утверждал, что морально оправданно все, что полезно государству, тем самым «задается правильная диспозиция для соотношения между моралью и политикой», – заключил лектор.
В завершение лекции А. Гусейнов ответил на вопросы сотрудников аппарата Госдумы, журналистов, студентов и преподавателей ведущих российских вузов.
Партнёр:
Московский финансово-юридический университет