Каждый ребенок отчасти гений

Пожалуй, сегодня более дискуссионной темы в педагогической науке и образовательной практике, чем организация и содержание работы с одаренными и высокомотивированными детьми, нет.Каждый ребенок отчасти гений Современная наука придерживается идеи одаренности всех детей, когда на смену одаренности в одном виде деятельности может прийти другая. Но вот какая сфера жизни захватит, заинтересует, покорит? Кто поведет за собой и откроет двери – в мир науки, искусства, техники? На эти и другие вопросы вот уже 2 года – с 20 октября 2013 года – в своей каждодневной практике отвечают специалисты и педагоги «Школы одаренных» Тюменского госуниверситета. Первые 2 года работы «Школы» пролетели стремительно, но успели принести свои плоды. Приведем лишь несколько фактов. В городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» от «Школы одарённых» ТюмГУ приняло участие 20 ребят, из них 13 человек вошли в состав победителей и призеров и удостоились права выступать на областном этапе конференции. По итогам участия в Конкурсе научно-технических идей и проектов для школьников «Ш.У.СТР.И.К.» трое учеников «Школы одарённых» удостоились права посетить ежегодную Всероссийскую молодежную конференцию предпринимателей и инноваторов Startup Village в Сколково. Около 20% учеников открывшейся в 2015 году областной Физико-математической школы – воспитанники «Школы одарённых». Всего «шкодники» (так называют учеников «ШКолы ОДаренных») заняли высокие строчки в рейтингах 12 олимпиад, конкурсов и конференций.Такого не рассказывают в обычной школе! Такие результаты – продукт серьезной работы коллектива профессиональных и неравнодушных педагогов. Это учителя Академической гимназии университета, ведущие преподаватели ТюмГУ, разработчики олимпиадных заданий. В их числе 4 доктора и 9 кандидатов наук,4 лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года». Сейчас в школе занимаются 9 групп детей с 5 по 9 класс. Физико-математическое направление, первоначально избранное как основное направление работы «Школы одарённых», дополнилось гуманитарным. У каждого класса своя программа в соответствии с направлением подготовки. Но это не повторение школьного учебника. Это выход за пределы школьного курса, расширение, углубление программного материала. Есть предметы, которые не ведутся в школе, и вряд ли когда-нибудь появятся в расписании. Например, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, призванная развить творческий подход к техническим вопросам. «Умные игры» - шахматы, шашки, судоку, гомоку и др., способствующие развитию нестандартного мышления. И риторика. Ей посвящено 20% учебного времени. Задача данного курса – научить ребенка грамотно сформулировать и выразить свою мысль, донести ее до аудитории, вырабатывая навык содержательной и эффективной публичной речи. Поиск нестандартных решений Специфика «Школы одаренных» – в проектном подходе к обучению. Перед учениками ставятся открытые задачи, не имеющие единственно верного ответа и требующие комплексного подхода к рассмотрению. «Каждая из учебных дисциплин освещает теоретический и практический блок знаний и навыков, необходимых для решения данных задач, и «шкодники» учатся их сочетать и применять на практике в конкретном проекте, - рассказывает директор Школы Галина Матвеева. – Акцент в образовательном процессе делается на самостоятельность учащихся – самостоятельность в выборе необходимых знаний, способов решения, ресурсов». Для практических занятий в распоряжении «Школы одарённых» имеется уникальная база – фаблаб ТюмГУ. Современное оборудование – от паяльников до 3D-принтеров, лазерный и фрезерный станки с числовымпрограммнымуправлением, 3D-сканер и др. – позволяют воплотить в реальность любую идею. Кто становится учеником «Школы одаренных»? «Школа одарённых» Тюменского госуниверситета – это учреждение дополнительного образования для тюменских школьников 5-9 классов. Год назад обучающихся в «Школе» было менее 100, теперь – около 200. Сложные задания и загадочные явления не ставят их в тупик, а наоборот – заставляют мобилизовываться, думать и выдвигать гипотезы. Для всех, кто хочет присоединиться к этой замечательной сообразительной компании, в «Школе одаренных» всегда открыты двери. Набор проводится на конкурсной основе среди учащихся общеобразовательных школ Тюмени. «К нам может попасть любой школьник города, преодолевший профильное тестирование, - поясняет директор. – Но существуют и именные приглашения, их получают победители и призеры предметных олимпиад, конференций и конкурсов».«Среда» начинается во вторник В новом 2015-2016 учебном году погружение в «среду» необычной «Школы» начнется в необычный срок – 15 сентября, то есть во вторник. Почти как у братьев Стругацких: среда начинается во вторник. И сразу круговорот захватывающих событий: международная онлайн-олимпиада «Фоксфорд»; 38-ой Всероссийский Турнир имени Ломоносова; математический конкурс на решение старых и старинных задач и головоломок на приз «Большого кованого гвоздя» (на платформе Яндекса). Начинается и экспериментальная работа. Первый объект – арбуз. Представьте, что арбуз – это земной шар. Как вы думаете: сколько места мы (все люди, проживающие на Земле) занимаем на планете? Из инструментов: арбуз и сантиметровая лента. Вам хотелось бы узнать это? самостоятельно? Тогда приходите, и будем познавать мир вместе. Ждем вас по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, 25 (здание Техноцентра ТюмГУ), кабинет 210. Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет