Выбор профессии в 21 веке: какие навыки и умения развивать?

На прошедшем недавно Всемирном экономическом форуме в Давосе, кроме прочего, обсуждали проблемы профориентации. Экспертов волнует огромное количество пустых рабочих мест и переизбыток невостребованных профессионалов на рынке труда. Почему пустуют рабочие места? Как же так? Вузы по всему миру ежегодно выпускают миллионы специалистов. Количество компаний на рынке труда по-прежнему велико. Но при этом зарплаты перестали расти, а уровень безработицы увеличивается. Может быть, дело в том, что основная масса школьников, решая, какую профессию выбрать, направляется вовсе не в ту сторону? Осознанный выбор должен основываться даже не на том, какие специалисты нужны в данный момент, а на потребностях завтрашнего дня. Умение заглянуть в успешное завтра поможет сформировать правильное решение относительно того, куда пойти учиться. Подсказку сегодняшним школьникам дают эксперты давосского форума, которые сформулировали 10 умений, которые будут востребованы на рынке труда через 4-5 лет. Итак, что должен будет уметь специалист для того, чтобы добиться успеха в 2020 году? Решать проблемы комплексно Видеть суть проблемы, весь спектр проблем и путь их решения – вот умение, которое необходимо в самых различных сферах деятельности: от бизнеса до медицины. Чтобы овладеть умением, придется: - на практике развивать логическое мышление; - учиться оценивать проблемы объективно, с разных сторон; - выстраивать четкий план действий для решения задач; - использовать опыт других специалистов. Мыслить критически Критическое мышление – навык, без которого невозможно выстраивать эффективные бизнес-стратегии, планы развития компании, оценивать свои возможности на фоне конкурентов. Чтобы овладеть им, нужно: - больше обращать внимание на важные детали; - уметь задавать правильные вопросы; - объективно оценивать собственные возможности; - анализировать поступающую информацию на предмет полезности; - отказываться от собственных предубеждений. Проявлять креативность Этот навык наиболее универсален и применим в творческих сферах: дизайн, архитектура. А также технических – разработке новых технологий, автомобилестроении. Для овладения навыком необходимо: - развивать любознательность и расширять кругозор; - научиться как можно меньше зависеть от вдохновения; - оформлять свои идеи в законченную форму; - смело подходить к экспериментам; - интересоваться опытом других специалистов. Управлять другими людьми От того, насколько эффективно выстроена работа предприятия, напрямую зависит его позиция на рынке. В лидеры выходят только те компании, где работают специалисты, умеющие создать рабочий коллектив и грамотно распределить задачи. Как добиться этой цели? - Уметь находить единомышленников. - Создавать команду, движущуюся к единой цели. - Убеждать в своей правоте и необходимости достижения цели. - Находить общий язык с другими людьми. - Выработать качества, которые позволят стать примером для коллектива. Находить контакт и взаимодействие Коммуникабельность, умение находить разумный компромисс – это качества, которые ценят в современных специалистах, особенно в сферах продаж, бизнеса. Среди подсказок, которые помогут овладеть этим навыком: - умение видеть общие цели и интересы; - быть открытым и не бояться задавать вопросы; - проявлять уважение к людям; - понимающе относиться к критике; - интересоваться жизнью других людей. Управлять эмоциями Любая работа в коллективе связана с умением каждого сотрудника осознавать свои эмоции, намерения, мотивацию и управлять ими в общих целях. Это положительно сказывается на полезности и эффективности труда, формирует стрессоустойчивость и так называемый «эмоциональный интеллект». Чтобы развить этот важный навык, стоит научиться: - грамотно выходить из конфликтов; - сдерживать эмоции в сложных ситуациях; - находить мотивацию в том или ином действии; - концентрироваться на важных вещах и отсеивать второстепенные. Принимать решения взвешено и самостоятельно Никому не интересны сотрудники, которые по любому поводу спрашивают позволения руководства. Самостоятельность в принятии решений, способность к анализу, инициативность – всё это характеристики специалиста ближайшего будущего. Как воспитать их в себе? - Брать на себя ответственность за результаты поступков. - Избавиться от страха совершить ошибки и научиться анализировать их. - Преодолеть нерешительность и сомнения. - Искать и открывать новые возможности для саморазвития. - Собирать нужную и отсеивать ненужную информацию. Предоставлять безупречный сервис Посмотрите, кто выходит в лидеры в крупных компаниях, ориентированных на клиентов? Те, кто владеет всеми тонкостями предоставления услуг. А это – новые и довольные клиенты, рост продаж, увеличение прибыли и… хорошая зарплата. Как добиться этого? - Понимать ожидания других людей. - Управлять их впечатлениями. - Уметь преподнести преимущества той или иной вещи. - Быть абсолютно компетентным в своем вопросе. - Владеть приемами выстраивания коммуникации. Уметь продавать Современный мир – это мир товаров и услуг, которые необходимо… нет, не просто продать любой ценой, а грамотно преподнести клиенту. Без кропотливой работы над собой невозможно добиться успеха. Что нужно? - Уметь находить общий язык, договариваться. - Сохранять собственное достоинство. - Не терять уверенности в любой ситуации. - Учиться риторике и импровизации. - Досконально разбираться в предмете (товаре, услуге). Развивать гибкость ума Под этой вроде бы общей фразой кроется совершенно конкретное умение и стремление создавать новое. На рынке выигрывают те игроки, которые придерживаются новых идей, постоянно развиваются. В мире, где покупатель ежегодно требует все более и более совершенных технологий, просто необходимо постоянно что-то придумывать. Но предварительно стоит научиться: - разрешать внутренние противоречия и конфликты; - искать нестандартные ходы; - находить выход в сложных жизненных ситуациях; - видеть различные варианты решения и выбирать лучшее. Какая она – работа будущего? Мы живем во время Четвертой промышленной революции. Эксперты, выступавшие в Давосе, однозначно отмечают, что работа ближайшего будущего неразрывно связана с использованием цифровых технологий, эффективных бизнес-моделей. В свою очередь, потеряют свои места многие офисные работники, администраторы, труд которых можно заменить технологичными машинами. Также работодатели хотят сотрудничать с профессионалами, которые умеют самостоятельно выстраивать свою работу и проявляют себя максимально творчески и самостоятельно. Это касается наиболее развитых сфер деятельности: IT-технологии, инженерия, наука. Стоит прислушаться к мнению экспертов, если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился успеха в работе. В свою очередь, программа профориентации «Система Выбор» поможет подросткам лучше понять потребности рынка труда и найти весомые аргументы для выбора профессии.
Партнёр: Смарт Курс