Выбор профессии в 21 веке: какие навыки и умения развивать?
На прошедшем недавно Всемирном экономическом форуме в Давосе, кроме прочего, обсуждали проблемы профориентации. Экспертов волнует огромное количество пустых рабочих мест и переизбыток невостребованных профессионалов на рынке труда.
Почему пустуют рабочие места?
Как же так? Вузы по всему миру ежегодно выпускают миллионы специалистов. Количество компаний на рынке труда по-прежнему велико. Но при этом зарплаты перестали расти, а уровень безработицы увеличивается. Может быть, дело в том, что основная масса школьников, решая, какую профессию выбрать, направляется вовсе не в ту сторону?
Осознанный выбор должен основываться даже не на том, какие специалисты нужны в данный момент, а на потребностях завтрашнего дня. Умение заглянуть в успешное завтра поможет сформировать правильное решение относительно того, куда пойти учиться. Подсказку сегодняшним школьникам дают эксперты давосского форума, которые сформулировали 10 умений, которые будут востребованы на рынке труда через 4-5 лет.
Итак, что должен будет уметь специалист для того, чтобы добиться успеха в 2020 году?
Решать проблемы комплексно
Видеть суть проблемы, весь спектр проблем и путь их решения – вот умение, которое необходимо в самых различных сферах деятельности: от бизнеса до медицины. Чтобы овладеть умением, придется:
- на практике развивать логическое мышление;
- учиться оценивать проблемы объективно, с разных сторон;
- выстраивать четкий план действий для решения задач;
- использовать опыт других специалистов.
Мыслить критически
Критическое мышление – навык, без которого невозможно выстраивать эффективные бизнес-стратегии, планы развития компании, оценивать свои возможности на фоне конкурентов. Чтобы овладеть им, нужно:
- больше обращать внимание на важные детали;
- уметь задавать правильные вопросы;
- объективно оценивать собственные возможности;
- анализировать поступающую информацию на предмет полезности;
- отказываться от собственных предубеждений.
Проявлять креативность
Этот навык наиболее универсален и применим в творческих сферах: дизайн, архитектура. А также технических – разработке новых технологий, автомобилестроении. Для овладения навыком необходимо:
- развивать любознательность и расширять кругозор;
- научиться как можно меньше зависеть от вдохновения;
- оформлять свои идеи в законченную форму;
- смело подходить к экспериментам;
- интересоваться опытом других специалистов.
Управлять другими людьми
От того, насколько эффективно выстроена работа предприятия, напрямую зависит его позиция на рынке. В лидеры выходят только те компании, где работают специалисты, умеющие создать рабочий коллектив и грамотно распределить задачи. Как добиться этой цели?
- Уметь находить единомышленников.
- Создавать команду, движущуюся к единой цели.
- Убеждать в своей правоте и необходимости достижения цели.
- Находить общий язык с другими людьми.
- Выработать качества, которые позволят стать примером для коллектива.
Находить контакт и взаимодействие
Коммуникабельность, умение находить разумный компромисс – это качества, которые ценят в современных специалистах, особенно в сферах продаж, бизнеса. Среди подсказок, которые помогут овладеть этим навыком:
- умение видеть общие цели и интересы;
- быть открытым и не бояться задавать вопросы;
- проявлять уважение к людям;
- понимающе относиться к критике;
- интересоваться жизнью других людей.
Управлять эмоциями
Любая работа в коллективе связана с умением каждого сотрудника осознавать свои эмоции, намерения, мотивацию и управлять ими в общих целях. Это положительно сказывается на полезности и эффективности труда, формирует стрессоустойчивость и так называемый «эмоциональный интеллект». Чтобы развить этот важный навык, стоит научиться:
- грамотно выходить из конфликтов;
- сдерживать эмоции в сложных ситуациях;
- находить мотивацию в том или ином действии;
- концентрироваться на важных вещах и отсеивать второстепенные.
Принимать решения взвешено и самостоятельно
Никому не интересны сотрудники, которые по любому поводу спрашивают позволения руководства. Самостоятельность в принятии решений, способность к анализу, инициативность – всё это характеристики специалиста ближайшего будущего. Как воспитать их в себе?
- Брать на себя ответственность за результаты поступков.
- Избавиться от страха совершить ошибки и научиться анализировать их.
- Преодолеть нерешительность и сомнения.
- Искать и открывать новые возможности для саморазвития.
- Собирать нужную и отсеивать ненужную информацию.
Предоставлять безупречный сервис
Посмотрите, кто выходит в лидеры в крупных компаниях, ориентированных на клиентов? Те, кто владеет всеми тонкостями предоставления услуг. А это – новые и довольные клиенты, рост продаж, увеличение прибыли и… хорошая зарплата. Как добиться этого?
- Понимать ожидания других людей.
- Управлять их впечатлениями.
- Уметь преподнести преимущества той или иной вещи.
- Быть абсолютно компетентным в своем вопросе.
- Владеть приемами выстраивания коммуникации.
Уметь продавать
Современный мир – это мир товаров и услуг, которые необходимо… нет, не просто продать любой ценой, а грамотно преподнести клиенту. Без кропотливой работы над собой невозможно добиться успеха. Что нужно?
- Уметь находить общий язык, договариваться.
- Сохранять собственное достоинство.
- Не терять уверенности в любой ситуации.
- Учиться риторике и импровизации.
- Досконально разбираться в предмете (товаре, услуге).
Развивать гибкость ума
Под этой вроде бы общей фразой кроется совершенно конкретное умение и стремление создавать новое. На рынке выигрывают те игроки, которые придерживаются новых идей, постоянно развиваются. В мире, где покупатель ежегодно требует все более и более совершенных технологий, просто необходимо постоянно что-то придумывать. Но предварительно стоит научиться:
- разрешать внутренние противоречия и конфликты;
- искать нестандартные ходы;
- находить выход в сложных жизненных ситуациях;
- видеть различные варианты решения и выбирать лучшее.
Какая она – работа будущего?
Мы живем во время Четвертой промышленной революции. Эксперты, выступавшие в Давосе, однозначно отмечают, что работа ближайшего будущего неразрывно связана с использованием цифровых технологий, эффективных бизнес-моделей. В свою очередь, потеряют свои места многие офисные работники, администраторы, труд которых можно заменить технологичными машинами.
Также работодатели хотят сотрудничать с профессионалами, которые умеют самостоятельно выстраивать свою работу и проявляют себя максимально творчески и самостоятельно. Это касается наиболее развитых сфер деятельности: IT-технологии, инженерия, наука.
Стоит прислушаться к мнению экспертов, если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился успеха в работе. В свою очередь, программа профориентации «Система Выбор» поможет подросткам лучше понять потребности рынка труда и найти весомые аргументы для выбора профессии.
Партнёр:
Смарт Курс