Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Проблемы, которые могут возникнуть в начальной школе

Тематика: Репетитор, советы психолога, обучение в школе, начальное образование, дзен

Ваш ребёнок пошёл в первый класс. Пошёл с радостью и удовольствием. Хорошо, если он не потеряет энтузиазма и интереса к учебе в течение всех школьных лет. Однако не редко у школьников начинаются трудности. Особенно остро это проявляется в начальных классах и может иметь серьёзные последствия в дальнейшем процессе обучения. Внешне это проявляется по-разному: ребёнок капризничает, отказывается идти в школу, замыкается… Всему этому есть объяснение. Главное проявить внимание и помочь своим детям вовремя.

Можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются ученики начальных классов: повышенная утомляемость, неуспеваемость, проблемы в общении со сверстниками. Все они могут быть взаимосвязаны и привести одна к другой. Разберёмся в причинах их возникновения и попробуем найти решение.

Повышенная утомляемость

Чтобы выработать школьные навыки и умения, ребёнку требуется приложить усилие, ведь они не заложены в человеке от природы. Особенно сложно проходит адаптация к школе у детей, которые не посещали детский сад, какие-то подготовительные занятия к школе, кружки или секции. Также сильнее других устают дети, которые пошли в школу раньше положенного возраста: в 5 или в 6 лет. В дошкольном возрасте психофизиологическое развитие происходит практически каждый месяц. Поэтому ребёнку в шесть с половиной лет будет в первом классе немного сложнее, чем его семилетним одноклассникам. Ведь он еще не так хорошо управляет своим вниманием, а значит не так усидчив и не так четко воспринимает инструкции.

Повышенная утомляемость может наблюдаться у первоклассников, которые по жизни скорее флегматичны, а также у тех, кто в последний год перед школой много болел или пережил какие-то сильные перемены в семье. Некоторые трудности в этом плане могут возникнуть и у левшей.


Фрагмент картины В.Васнецова «Аленушка»

Как помочь

Не перегружайте ребёнка дополнительными занятиями, кружками и секциями. В то же время не ограждайте своё чадо от всех бытовых дел и уж точно не выполняете за него все домашние задания. Лучше делайте их вместе, помогайте и поддерживайте. «Домашку» можно выполнять, например, подходами по 20-30 минут с «переменками» на смену вида деятельности (физкультуру, перекус, мультфильм).

Если у вашего первоклассника недостаточно развиты память и внимание, делайте с ним специальные упражнения, но в легкой игровой форме, чтобы не переутомить его.

Давайте ребёнку больше поводов для радости, давайте ему отдых такого вида, который нравится именно ему.

Неуспеваемость

Образовательные программы начальной школы сегодня очень усложнились. Учиться с лёгкостью удаётся, пожалуй, только очень хорошо подготовленным до школы детям. Однако у неуспеваемости могут быть и другие причины: особенности физического или психического развития (проблемы со зрением, слухом, вниманием, памятью и т.д.), та же повышенная утомляемость (см. выше), плохие отношения с учителем или одноклассниками.


Фрагмент картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Как помочь

Прежде чем искать средство, стоит определить, в чем именно причина неуспеваемости. И в зависимости от этого ­– решать проблему самостоятельно, найти репетитора или обратиться к психологу или врачу. В любом случае, даже если придётся прибегнуть к помощи специалистов, вы всегда можете сделать что-то сами.

Во-первых, не критикуйте и не сравнивайте своего ребёнка с его одноклассниками или с самим собой в его возрасте. У всех разные возможности и данные, а в «ваше время» программа обучения в начальных классах очень отличалась от нынешней. Хвалите ваше чадо за любые успехи и усилия, и не выражайте сомнений в его способностях.

Во-вторых, проявляйте интерес к тому, что ваш ребёнок проходил на уроках и что ему задали на дом. Проверяете, помогайте и объясняйте, если у него возникают трудности. Только не переусердствуйте с помощью. В первые недели или месяцы в первом классе рекомендуется посидеть рядом с ребёнком во время выполнения им домашней работы. Но не для того, чтобы решать за него или упрекать за ошибки, а контролировать вовремя ли он сел за уроки, внимательно ли прочитал задание и правильно ли его понял.

В-третьих, не критикуйте программу обучения, учебники, школу, класс и учителей своего ребёнка в его присутствии! Это не добавит ему положительного отношения к учению.

Проблема в общении со сверстниками

К сожалению, проблемы с учёбой – не единственная трудность, которая может возникнуть у первоклассника. Он приходит в новый коллектив, где могут возникнуть трудности с адаптацией: проблемы в общении и конфликты с одноклассниками, проблемы в общении с учителем. Эта проблема может повести за собой другие, связанные уже с успеваемостью или, например, самооценкой.


Кадр из фильма «Чучело»

Как помочь

Для начала выясните, в чем причина конфликтов и плохих отношений с одноклассниками. Расспрашивайте ребёнка обо всех подробностях учебного дня, но доброжелательно и ненавязчиво. В дружелюбной форме объясните, что не стоит ябедничать и жаловаться учителю по пустякам. Расскажите о том, как у вас складывались отношениями с одноклассниками (вспомните и плохое, и хорошее). Если ребёнок очень застенчивый, предложите ему «способы» завести друзей в классе: подскажите темы для разговоров, предлоги для телефонного звонка или встречи. Подбадривайте его, говоря, что он обязательно с кем-нибудь подружиться. Главное – не обвиняйте его в излишней скромности, это только добавить неуверенности. Можно записать своё чадо в продлёнку или кружок, куда ходят одноклассники или ребята из параллельных классов.

Если у ребёнка возник конфликт со всем классом, то не факт, что даже перевод в другую школу поможет решить проблемы. Ребёнок может перенести их туда. В этом случае лучше обратиться к детскому психологу.


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Сам этот воин вспоминал: «Седло было моей первой колыбелью, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами». А когда он вырос и служил, его постоянно спрашивали: «А что, брат, когда мы дождёмся твоих усов?» О ком идет речь?

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: