«Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать
ни одного дня в своей жизни».
Конфуций
«… на твоем месте – я послал бы кого-нибудь в «Утреннюю газету» дать объявление, что Джейн, и Майкл, и Джон, и Барбара Бэнкс (не говоря уже об их маме) нуждаются в самой лучшей няньке с самым маленьким жалованьем, и немедленно! А потом я бы сидел и любовался, как няньки выстраиваются в очередь у нашей калитки, и я бы очень рассердился на них за то, что они задерживают уличное движение и создают пробку… Откуда ветер дует?» - так думал мистер Бэнкс в 1934 году, когда английская писательница П.Л. Трэверс писала книжки о приключениях Мэри Поппинс.
Вы не знакомы с Мэри Поппинс? Очень странно! Ведь она необычайно знаменита! Сначала Мэри покажется нам слишком строгой и даже суровой няней, не пугайтесь. Легко понять, что, если бы она была только строгой, ее вряд ли бы так полюбили эти озорники Джейн и Майкл Бэнкс, а за ними все без исключения ребята, которым удалось познакомиться с такой няней.
Няня, наемный воспитатель, домашний учитель, наставник, гувернер… Итак, кто такой гувернер? Кому и зачем он нужен? Как стать хорошим гувернером?
Есть интересные примеры наставничества. Гувернер А.С. Пушкина, граф Монфор, был живописцем и музыкантом; Карл Иванович Май, гувернер Андрея Дашкова, стал основателем Петербургской частной школы для мальчиков, аттестат который высоко котировался в лучших университетах Европы. Писатель И. А. Бунин вспоминал, что его гувернер играл на скрипке, рисовал акварелью и писал стихи. По воспоминаниям Т.Л. Сухотиной - Толстой, старшей дочери великого писателя, их гувернантка, англичанка Ханна, прожила в семье шесть лет и дала детям заботу, твердые нравственные основы. Она была хорошей, честной девушкой, очень трудолюбивой. Татьяна Львовна пишет, что любовь, выросшая в их душах и оставшаяся там навсегда, была не английской, не русской, а общечеловеческой. В советское время гувернантки исчезли – «буржуйский пережиток». Но лет 15 назад все вернулось на круги своя. Почему?
Почему с такой забытой, казалось, профессией, как гувернер, хочется познакомиться?
Основной бич современного делового человека – постоянная занятость. Если папа и мама – люди, управляющие собственным бизнесом или занимающие высокие посты, то ребенок, как правило, остается без общения, родительской поддержки и воспитания. В тот момент, когда у ребенка происходит формирование характера, вырабатываются личные взгляды и предпочтения, просто необходимо, чтобы рядом был человек, который сможет подкорректировать, разъяснить, обстоятельно, по-дружески разложить все по полочкам сознания формирующейся личности. Вот тут и выходит на сцену давно забытая фигура домашнего воспитателя, наставника, гувернера.
В настоящее время гувернантку не обязательно выписывать из-за границы, хотя для нее, обучающейся иностранному языку, это оправданно.
Сейчас имеется социальный заказ общества на домашнее воспитание, встает проблема создания гувернерской службы. Все желающие могут получить образование вне школы, в том числе и в семье. Семья самостоятельно, по своему решению и под ответственность, организует процесс образования, а также содержания ребенка. Это особенно касается детей болезненных, неуверенных в себе, робких, младших школьников, инвалидов. Основное отличие его от домашнего дореволюционного воспитания – связь с родителями, с семейным воспитанием.
Гувернер сегодня – это особый уклад, образ жизни и стилю жизни, режиму и устоям другой семьи. Задача родителя – родить, кормить, любить и заботиться. А «воспитывать» - дело воспитателя – профессионала, знающего, как передать ребенку те или иные знания и навыки. Ребенку необходимо научиться общаться со взрослым, уважающим и поддерживающим его развивающуюся личность. Гувернер не должен заменять ребенку родителей. Кроме обучения, он может помочь отцу и матери осознать свою роль ответственности за воспитание, повлиять на их педагогическую позицию, способствовать гармоничности семейных отношений, повышению культуры родителей.
В последнее время спрос на гувернеров резко возрос. Работа в семье становится обычной, интересной, высокооплачиваемой. Вас заинтересовала профессия гувернера? Вы восхищаетесь Мэри Поппинс? Знайте, насколько гувернер сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит многое. Ведь нередко, когда непрофессионализм взрослого приводил к формированию проблем в поведении ребенка: вспыльчивости, агрессивности, фобиям, задержкам в развитии речи и т.д. Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в результате развития - или не развития – механизмов приятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. Если вам нравится Мэри Поппинс, лозунгом которой является «Вы мне за все ответите, я поставлю вас на место!», у нее пренебрежительное отношение к детям, стремление ограничить их деятельность твердыми рамками запретов, задумайтесь!
Если вам нравится Мэри, лозунгом которой является «Оставьте меня в покое, это вы сами в состоянии сделать!», а педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до, задумайтесь!
Если очередная Мэри публично высмеивает ребенка, утверждая «Я вылеплю из вас людей! Делай, как я!», задумайтесь! В этих случаях может быть обратить свое внимание на другие направления?
Замечательно, когда с детских лет вам нравится резвиться с малышней, придумывать для них каждый раз новые приключения, при неудачах говорить: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!» или «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…» или «Мне нравится ваше поведение, но я бы хотела видеть вас более старательными». В этих случаях вам стоит перечитать приключения знаменитой Мэри Поппинс, более внимательно отнестись к работе преданных учителей, готовых отдавать свой ум, талант, сердце новому поколению.
Мастера своего дела, профессионалы ценились во все времена. Настоящий мастер, работая, затрачивает минимум усилий для получения высокого результата, но вкладывает и в процесс, и в результат всю свою душу, потому, что ему нравиться эта работа, он получает от нее удовольствие. Стать наставником детских душ нелегко. Компетентный специалист формируется только в деятельности, но ведь так хочется видеть счастливые, удивленные, восхищенные глаза ребят, которые каждое утро встречали прекрасную няню словами: «Доброе утро, наша Мэри!».
Автор: Егорушкина Татьяна Петровна