«Если уж учиться музыке, то в Англии!»
|
Екатерина Покрас, 26 лет, образование – институт иностранных языков и литературы УдГУ. После окончания вуза решила сменить специализацию и продолжила свое образование за рубежом уже в музыкальном направлении. Сейчас она студентка вокального отделения Tech Mucis School в Лондоне и с радостью согласилась ответить на несколько наших вопросов |
- Почему ты решила уехать учиться вокалу именно в Англию?
- Потому что самые великие музыкальные группы 20 века родились здесь. С чем связана эта особенность Англии, и почему из нее вышло так много прекрасных музыкантов – сказать не возьмусь.
Но звучание групп Beatles, Queen, RollingStones, LedZeppelin, DeepPurple – мне показалось серьезным аргументом для музыкального образования именно в этой стране. Я решила: «Если уж учиться музыке, то в Англии»!
Ну и случай, конечно, тоже сыграл определенную роль. Услышала рекламу о Tech Music School – она мне запомнилась. Нашла еще информацию об этой школе, и решение поехать туда как-то сформировалось само собой.
- Расскажи об особенностях обучения в зарубежном учебном заведении?
- В Tech Music School я пока прохожу так называемый курс одногодичного диплома (1 Year Diploma). Это что-то аналогичное нашим подготовительным курсам, с той лишь разницей, что учат основательно и после окончания выдают диплом. То есть, теоретически, после одного года обучения работать музыкантом или вокалистом вполне можно.
Берут на одногодичное обучение практически всех. В России, как мне кажется, отбор все-таки идет строже. Но если вы хотите, скажем, работать учителем музыки, то придется отучиться на 2-3 годичном курсе. Там уже будет присвоена определенная степень (Degree). На эти курсы идет очень строгий отбор, нужно быть уже серьезным музыкантом.
Можно, конечно, рискнуть и попытаться поступить сразу на 2-3 годичное обучение, но если есть сомнения в профессиональной подготовке, то лучше все-таки пройти предварительно курс одногодичного диплома. Программа как раз рассчитана на подготовку к дальнейшей учебе на бакалавра и мастера (магистра) музыки.
- Что в процессе обучения тебе показалось особенно интересным?
- Есть такой предмет, которому уделяется много внимания – умение читать ноты, аналог сольфеджио. Но здесь он как бы разделен на более узкие темы, есть урок теории (Theory), на котором мы только занимаемся «бумажной» работой и отдельно урок практики (Aural), где все то, что мы прошли в теории, немедленно изучается с практической точки зрения. Мы рассматриваем одно и то же понятие, но как бы с разных сторон – это очень удобно. Если что-то осталось непонятным на одном уроке, то уже на втором обычно все встает на свои места.
Еще предмет Voice Production, на котором рассказывают о всем механизме образования голоса с точки зрения анатомии и физиологии организма. Такой серьезный, на муляжах, медицинский урок.
Ежедневная распевка у нас начинается с активной гимнастики – растяжка, махи, наклоны и т.п.
Нас готовят к коммерциализации своего мастерства, поэтому мы должен научиться всему: правильно взаимодействовать на сцене со своими музыкантами, общаться с залом. Суметь на ходу, буквально из «подручных средств» организовать номер, мини-шоу на сцене. Уметь не только сочинить песню, текст и музыку, но и записать все в нотах, аккордах, расписать структуру песни, темп, стиль в котором она предположительно должна звучать. Написать отдельно партитуру для каждого инструмента, ноты для бэк-вокала…
И, что важно, организовать все действие с максимальным уважением к людям, с которыми ты работаешь – этому тоже специально учат: как все сделать так, чтобы остальным музыкантам и вокалистам твоей группы было комфортно с тобой работать.
- Есть ли какие-нибудь особенности итоговой аттестации, экзаменов?
- Оценки выставляются в баллах. 75-100 баллов приблизительно – высшая оценка, 55-75 – «четверка», 40-50 баллов – являются проходными, менее 40 баллов, как вы догадываетесь – неуд.
Обычно есть промежуточные задания, за которые начисляются баллы, в конце обучения выдается средний балл, который прибавляется к экзаменационной оценке или служит уже итоговой оценкой.… На самом деле, на каждом предмете своя система аттестации, и иногда они значительно отличаться друг от друга.
- К работе в каких структурах вас готовят, и помогает ли школа в трудоустройстве выпускников?
- После окончания ты можешь организовывать свой музыкальный коллектив или идти работать в любой другой. Это не проблема – в школу часто обращаются люди, которые ищут музыкантов. Практически всегда висят объявления с приглашениями в группу. Такую практику в школе только приветствуют. Кстати, среди выпускников школы есть музыканты, которые работают с такими исполнителями как Бьорк, Бони М, Мадонна, Рики Мартин, Джордж Майкл, Гэри Мур и др. Многие выпускники остаются в школе, на преподавательской работе.
Но, если честно, подрабатывать и одновременно учиться в школе почти невозможно, времени катастрофически не хватает. Кроме того, если ваша посещаемость занятий станет менее 80%, то администрация школы может запросто сообщить об этом факте в миграционную службу, и начнутся проблемы. Также нужна специальная виза, разрешающая работать. Если есть только туристическая виза – легально на работу не возьмут.
- Есть ли какая-нибудь оценка качества получаемого образования? Что ты можешь сказать о преподавателях?
- Один раз в семестр, обычно, проводится анонимное анкетирование. В нем масса вопросов, касающихся качества преподавания, личности преподавателей, уровня уроков и пр.
Преподаватели, как правило, все действующие музыканты и вокалисты. Многие приезжают в колледж прямо с репетиций, с концертов. Стараются научить всех. Поддерживая престиж школы, будут возиться даже с откровенно слабыми учениками…
- Сколько стоит обучение в школе? Много ли россиян учится в ней, и что нужно для поступления?
- Обучение для выходцев из стран, не входящих в Евросоюз, в том числе из России, стоило на момент моего поступления 6250 фунтов в год, для остальных ровно в 2 раза меньше. Россиян очень мало, не более трех человек. Есть русскоязычные студенты из Латвии, из Казахстана, но в общей сложности тоже не более 15 человек. Для поступления необходим хороший уровень языка. Диплом факультета иностранных языков подойдет отлично. Или придется пройти международную систему тестирования по английскому языку – IELTS (англ. International English Language Testing System ). Она помогает определить навыки владения языком тем, кто собирается эмигрировать, обучаться или проходить практику в англоязычной среде.
- Расскажи, пожалуйста, о жизни в Лондоне с бытовой точки зрения? Что тебя удивило или разочаровало?
- Очень дорогой транспорт – одна поездка на автобусе стоит 1,2 фунта (около 55 рублей), в метро – от 2 до 5 фунтов (90-230 руб.), в зависимости от расстояния. К тому же в метро практически каждый день закрыты какие-нибудь ветки, случается, что половина станций вообще не работает. Т.е. если нужно вовремя попасть куда-нибудь, то выходить из дома надо часа за два как минимум.
Пришлось познакомиться мне и с местной медициной. Бесплатная медпомощь – это длинные и долгие очереди. Все происходит очень медленно. Высидишь часов 5, получишь рекомендации выпить аспирин и лечебный чай, и можешь быть свободен. Так что болеть здесь не рекомендуется, а аптечку «скорой помощи» лучше привезти с собой.
Еще очень долго идет оформление каких-либо бумаг, по полгода приходиться ждать нужный документ.
Англичане предпочитают жить в домах. Но снимать дом дорого, поэтому студенты часто снимают комнату в доме. Она обходится примерно в 460 фунтов в месяц (около 21 000 руб.).
Еще, наверное, все знают эту особенность английской сантехники – отсутствие смесителей. Довольно часто попадаются раковины с 2 кранами и пробочкой – приходится привыкать мыть руки только под струей холодной воды или в раковине. Кстати, центрального горячего водоснабжения нет – нагревают воду бойлером, с его же помощью регулируют отопление.
А вот такое правило меня, откровенно говоря, порадовало – в любых закрытых помещениях, даже в клубах, запрещено курение. Курят или на улице или в специально отведенных местах.
Еда и одежда обходятся сравнительно недорого, цены сопоставимы с ценами в Москве, часто бывают распродажи, скидки, акции и т.д.
- Насколько местный менталитет отличается от российского?
- Англичане работают, в большинстве своем, с 9 до 17 часов. На работе никто не засиживается, оплата, как правило, почасовая и переплачивать за лишнее время работодатели не собираются. Поэтому излишнее усердие, в отличие от России, не приветствуется. Считается, что работник должен справляться со своими обязанностями в отведенное для этого рабочее время, так что в 17-00 все стремительно покидают офисы и расходятся по магазинам и пабам.
Правда, удивило, что даже продовольственные магазины заканчивают работу довольно рано – в 19-20 часов уже почти ничего не работает. И если в Москве работа ночного клуба в 23 часа только начинается, то в Лондоне к этому времени закрываются даже пабы – на улицах ни души.
В общении британцы сдержаны и всегда доброжелательны. Встречают тебя радостно, но это еще не означает, что к тебе относятся хорошо. Что на самом деле о тебе думает человек – не поймешь. От осознания того, что улыбка на лице – просто дань вежливости и признак толерантности, бывает немного неуютно. Хотя в колледже масса иностранцев со всей Европы – так что есть с кем и подружиться, и просто пообщаться!
- Екатерина, не смогли удержаться от вопроса о прошедшем недавно Евровидение-2010. Как к этому конкурсу относится музыкальное студенчество в Англии? Смотрят ли его вообще?
- Мы договорились встретиться в пабе и всей своей интернациональной группой посмотреть Евровидение-2010. Хотя, как мне кажется, к этому конкурсу в Лондоне интерес более чем скромный. Не видела рекламы кастингов и отборов, нет такого ажиотажа вокруг него, как в России. Он не считается престижным, и едут туда, в основном, малоизвестные исполнители.
Что касается нынешнего конкурса, то многие не поняли языка, на котором пел наш представитель – Петр Налич. Исполнение и песня показались несколько странными, слишком самобытными, в непонятном для Европы стиле.
Было забавно слышать, как британские студенты, зная, что я из России, подходили и говорили: «Извини, Катя, но нам не понравился российский певец!» Справедливости ради замечу, что номер конкурсанта из Великобритании им тоже показался «отстойным», и они говорили, что им стыдно за своего представителя.
Некоторыми выступающим все сидящие в пабе хором подпевали и весело смеялись, так как явно угадывался плагиат известной композиции.
Добавлю еще, что все присутствующие были крайне удивлены победой немецкой конкурсантки – Елены Майер, пожимали плечами и не находили слов для объяснения странному выигрышу.
Спасибо, Кате, за возможность не только узнать об образовательной программе и обучении, но и ощутить настроение современного Лондона!