«Репетитор по русскому языку» или «ищу репетитора по русскому» в числе самых популярных интернет-запросов среди родителей, находящихся в поиске педагога для дополнительных занятий. А ищут репетитора по русскому языку по разным причинам: одни для подготовки детей к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ), другие, чтобы подтянуть школьную успеваемость, третьи для успешного выступления на Всероссийской олимпиаде по русскому языку.
Итак, на что обратить внимание при выборе репетитора по русскому языку? Какие вопросы необходимо задать педагогу, прежде чем одобрить его кандидатуру?
ПЕРВЫЙ ВОПРОС: «Какое у вас образование, какие курсы повышения квалификации и когда вы проходили?»
Какой бы предмет не практиковал репетитор, важно иметь профильное педагогическое образование, не исключение и репетиторы по русскому языку. Допустим, вам необходимо подтянуть знания по русскому языку ученика начальных классов. С этой задачей лучше справятся репетиторы с педагогическим образованием по профилю «Начальное образование».
Если ваша цель – набрать высокие баллы на ЕГЭ или ГИА по русскому языку – выбирайте учителя русского языка с педагогическим дипломом по профилю «Русский язык и литература» (это могут быть выпускники специальности «Педагогическое образование» или «Филология»). И не ленитесь, придя домой расшифровать все аббревиатуры, представленные репетитором. Например, репетитор получил профильное образование в МГУ им. М.В. Ломоносова по профилю «РКИ». МГУ – отличный вуз. Но! РКИ расшифровывается следующий образом «Русский язык как иностранный». На данной специализации готовят учителей русского языка, работающих с иностранцами. А мы изучаем русский языка, как родной. Это совсем другой уровень.
А ещё спросите у педагога, какие курсы повышения квалификации он недавно проходил. Например, наличие свежих сертификатов с курсов повышения квалификации (КПК) «Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ или ГИА, КПК «Подготовка учащихся к вузовским олимпиадам», КПК «Работа с трудными учениками» и т.д. будет отличной гарантией того, что репетитор идёт в ногу со временем.
ВТОРОЙ ВОПРОС: «Где вы работаете (работали) и какой у вас стаж?»
Лучший вариант для ученика начальных классов – это педагог, недавно вышедший на пенсию. У такого учителя есть всё, что вам нужно: квалификация, опыт работы с разными детьми, знания и главное, время. Работающие в школе учителя начальных классов могут дополнительно подрабатывать репетиторами только по острой нужде. КПД такого репетитора будет ниже, чем у учителя-пенсионера, так как у учителей начальных классов колоссальная загруженность в школе.
Вы хотите набрать максимальный балл на ЕГЭ (ГИА) по русскому языку. Лучше выбрать репетитора, работающего в школе – учителя-предметника. Школьные учителя начинают готовить детей к итоговой аттестации задолго до её наступления. Они хорошо знакомы с заданиями ЕГЭ по русскому языку, разбираются в процедуре проведения ЕГЭ. Среди учителей могут быть эксперты, которые принимают участие в разработке заданий ЕГЭ. Если вам попадётся такой эксперт – это большая удача.
Если же вы планируете выиграть или стать призером Всероссийской олимпиады по русскому языку или любой другой олимпиады, дающей право без экзаменов или на льготных основаниях поступить в вуз – выбирайте педагога с профильным образованием и опытом работы в этой области. Отличный вариант – преподаватель вуза, в олимпиадах которого вы планируете принять участие. Но! Следует помнить, что вузовские преподаватели не всегда хорошая альтернатива. Всё-таки преподаватели – это педагогические кадры высшего профессионального образования, для них характерно использование научной лексики, терминов и сложных для восприятия подростков рассуждений. Уроки такого репетитора могут дать и отрицательный эффект, отбив у ребёнка любовь к предмету.
ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Как будут проходить занятия? По какой программе мы будем учиться?»
Педагог со стажем, как правило, имеет свою наработанную методику подготовки старшеклассников к ЕГЭ (ГИА) или авторскую спецпрограмму по подготовке учащихся к олимпиадам. Но даже наличие авторских программ не может быть гарантией успеха. Пусть репетитор расскажет подробнее о ходе предстоящих занятий, какими УМК он пользуется? Использует ли в работе мультимедийные технологии? А, придя домой, обязательно проверьте информацию по УМК и дополнительным материалам. УМК должен быть рекомендован Министерством образования и науки России. Контент и функционал интернет-ресурсов, используемых на занятиях, должен быть качественным и соответствовать возрасту школьника.
ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: «Разрабатываете ли индивидуальный план занятий для каждого ученика?
Наличие индивидуального плана говорит о нацеленности педагога на результат. В плане учитываются образовательные потребности ребёнка, его интеллектуальные, творческие и физические способности. В дальнейшем план работы репетитора по русскому языку позволит родителям контролировать весь процесс обучения.
ПЯТЫЙ ВОПРОС: «В чём заключается главная трудность при подготовке к ЕГЭ или олимпиадам по русскому языку?»
Не орфография, и даже не пунктуация. Не делать орфографические и пунктуационные ошибки, кстати, может научить студент-филолог в роли репетитора. Самый высокий балл на ЕГЭ можно получить за сочинение. Такая же ситуация и на олимпиадах по русскому языку. Научить писать сочинение – задача не из легких. Чтобы научить писать, необходимо привить ребёнку любовь к чтению и пересказу, навык рассуждения и анализа, внятного изложения своих мыслей. С этим могут справиться только учителя с большим стажем. Да и подготовку необходимо начинать не менее чем за полтора года до испытания.
ШЕСТОЙ ВОПРОС. Задайте репетитору любой открытый вопрос. Пусть расскажет о своих выпускниках, похвастается их результатами. А пока педагог рассказывает, внимательнее слушайте его речь. Речь педагога русского языка должна быть грамотной и соответствовать нормам русского литературного языка. У педагога должен быть обширный словарный запас. Также обратите внимание на дикцию педагога, тембр голоса и скорость речи.