Каждый учитель хоть раз в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда класс переставал его слушаться. Картина в подобных случаях выходит совсем неприглядная: один разговаривает с соседом по парте, другой со скучающим видом смотрит в телефон, а третий вообще просится выйти, пока педагог с растерянным или, наоборот, рассвирепевшим видом отчаянно пытается навести порядок. Казалось бы, нет ничего проще, чем вежливо попросить детей успокоиться и немного послушать, но в классе действуют другие законы. Сила вежливого и доброго слова в критической ситуации практически ничего не значит – намного важнее для них то, кем оно будет сказано. Обладая глубоким внутренним чутьем, дети с легкостью чувствуют своего лидера, и если вы хоть на мгновение дали слабину, можете незамедлительно попрощаться с ролью главного в классе.
Репетиторские занятия отличаются от школьных уроков кардинальным образом. Конкуренция за лидерство здесь просто не имеет смысла, достаточно просто поддерживать интерес ребенка к учебе, выстраивая отношения с ним исключительно в партнерском русле. Мы подобрали несколько советов для репетиторов о том, как можно удерживать внимание ученика на протяжении всего занятия, а остальное – уже дело вашей педагогической техники.
Проводите занятие с позитивным настроем
О том, что улыбка способна открыть любые двери, знают все. Но вспомнить об этом в нужный момент под силу только самым находчивым. Улыбайтесь и не забывайте делать это искренне – ребенок легко почувствует фальшь, если вы попытаетесь изобразить подобие улыбки. Ведь для каждого человека улыбка является ни чем иным, как знаком открытого сердца собеседника, – то, с чего начинается доверие между людьми.
Прочувствуйте темп вашего ученика.
Представьте ситуацию: вы ожидаете свой поезд и готовы сию минуту побежать с сумками на перрон. Только, вот незадача – вы не знаете, на какую платформу приехал состав, а оповещение на вокзале звучит невнятно и глухо. Что вы почувствуете в этот момент? Безусловно, раздражение. То же самое испытывает и ваш ученик, когда ваш темп речи сильно отличается от его собственного. Слушайте, как он говорит, и старайтесь подстроиться – силы ребенка нужно беречь для учебного процесса, и нельзя допускать, чтобы он тратил их на «переработку» ваших фраз. Доводите информацию доступно.
«Удерживайте» зрительный контакт.
Многие дети просто не умеют удерживать зрительный контакт, стесняются или боятся смотреть прямо в глаза длительное время. Ваша задача показать ребенку, что в этом нет ничего плохого, ведь устную часть материала вам придется объяснять, глядя ему в глаза. Вообще, этот процесс происходит сам собой. Помехой может выступить в этом случае только ваш пристальный взгляд, когда собеседник этого откровенно не хочет – так вы покажетесь ему бестактным. Следите за реакцией ребенка и наберитесь немного терпения, ему нужно просто немного привыкнуть.
Меняйтесь.
Любой урок – это всегда маленький спектакль. Учителю приходится играть разные роли в зависимости от ситуации: сегодня он строгий и требовательный педагог, а завтра любимец публики. С таким учителем детям всегда интересно, его слова они ловят с большим удовольствием, и уроки проходят для них с большой пользой. Занятия с репетитором должны проходить не менее увлекательно, поэтому старайтесь меняться в зависимости от ситуации – так вы проявите не только гибкость, присущую опытным педагогам, но и разнообразите ваши занятия. И помните, что, родители детей, решившиеся найти репетитора, ищут в первую очередь такого специалиста, который мог бы сделать дополнительные занятия отличные от скучных уроков в школе.
Чередуйте виды деятельности.
Выполнение упражнений и заданий по 20-30 минут в полной тишине быстро надоедает даже взрослому, не говоря уже о детях, которым в силу своего возраста не достает усидчивости. Избегайте рутины, если вы не хотите, чтобы ваши ученики ассоциировали ваши уроки со скукой. Чередуйте выполнение письменных заданий с устными, разбавляйте теоретический материал конкретными примерами и оставляйте время для беседы, – ведь как показывает практика, правильно созданная динамика занятия положительно влияет на усвоение материала.