Ученые из университетов Оксфорда, Гарварда, Невады и Бостона доказали влияние времени начала занятий на успеваемость школьников и студентов. В исследовании «Синхронизация образования и подростковой биологии: дадим тинэйджерам поспать, начнём учебу позже» доказывается, что время начала уроков нужно синхронизировать с биологическими часами подростков.
– Считается, что подростки такие усталые, раздражительные и замкнутые, потому что поздно ложатся. Или им трудно вставать утром просто потому, что они ленивы, – отмечается в исследовании. – Учителя уверены, что детям лучше учиться сутра, и если бы они просто ложились пораньше, не было бы проблем с концентрацией.
Однако ученые с этим не согласны. Они считают, что взрослые должны учитывать существенный сдвиг в режиме сна, который происходит в подростковом возрасте. По словам исследователей, несоответствие «социального распорядка дня» и биологических ритмов человека достигает своего максимума именно в подростковом возрасте. Молодым людям рекомендуется спать не менее 9 часов в сутки.
Для десятилетнего ребёнка комфортное время пробуждения 6.30 утра, поэтому уроки могут начинаться с 8.30 утра. В 16 лет нетрудно проснуться в 8 утра, а значит занятия лучше начинать между 10 и 10.30. А в 18 лет время пробуждения – около 9.00, поэтому занятия эффективнее начинать между 11 и 11.30.
Один из авторов исследования, Пол Келли, работавший ранее директором школы, перенес начало занятий в своём учебном заведении с 8.30 на 10.00. Такое изменение в расписании привело к увеличению высших баллов у учеников на 19%.