1. Доведение до автоматизма.
Авакян Карина, репетитор по химии:
«Высоких результатов нет, но на «четверочку» дотянула. Однотипные задания выполнялись до тех пор, пока не доводились до автоматизма. Потом переходили к другому типу заданий. Таким образом, ученик из троечников выбился в хорошисты, но это, скорее всего, единичный случай. Я считаю, что невозможно добиться высоких результатов, если нет склонности к предмету. Исхожу из своего опыта – я человек с математическим кладом ума и у меня нет способности к языкам. Меня пытались научить английскому языку 3 учителя, но я до сих пор не могу похвастаться знанием этого языка».
2. Упорство в обучении.
Болтова Юлия, репетитор по английскому языку:
«Я считаю, что нет неспособных детей. У всех есть способности и можно их развить, просто для кого-то это будет быстро и займет мало времени, а для кого-то долго. В любом случае, хороших результатов может достичь каждый - все будет зависеть от того, насколько сильно он этого хочет и насколько он упорен.
У меня была девочка (начальные классы), у которой были врожденные проблемы с речью. Я начала заниматься с ней - сначала было тяжело, видно было, что и ей было тяжело тоже, но потом, благодаря моему и ее упорству, у нее начало получаться. Письменные работы она стала делать лучше, чем сверстники, и читать научилась хорошо (в силу ее способностей). В итоге получила оценку 5 за год. Это, конечно, тяжелая и длительная работа, но если старается репетитор и сам ученик, результаты будут очень высокими. Я убеждаюсь в этом уже не первый раз».
3. Серьезная мотивация.
Нефедова Татьяна, репетитор по английскому языку:
«А что вообще такое «склонность к предмету»? То, что одному человеку это дается легко без лишних усилий, а другому приходится усердно работать?
Секрет, опять же, в мотивации, в нацеленности на результат, в желании добиться чего-то, в упорном труде.
Про любого ребенка можно сказать, что у него нет склонности к предмету, если у него недостаток мотивации.
Опять же пример про ученика из 8-го класса. После того, как ученик был заинтересован, появились и результаты. И наша с ним совместная работа по созданию приложения по изучению иностранного языка для смартфона получила награду в городском конкурсе «Юные интеллектуалы Урала» сразу в двух номинациях: по предметам «иностранный язык» и «ИКТ».
4. Подходящая подача учебного материала.
Филиппова Елена, репетитор по русскому языку и литературе:
«Я уже упоминала о девочке, с которой занималась по русскому языку. Она училась в 5 классе и никак не могла запомнить правила орфографии и пунктуации. Диктанты писала на двойки. Мама не понимала, что с ней дальше делать, ведь ее любимым предметом была математика. Мама нашла такое решение - попросила меня заниматься с дочкой, чтобы повысить успеваемость по предмету. Она объясняла это так: «Новый человек, новые объяснения, может, с тобой она захочет учиться, может, с тобой полюбит русский язык». Девочке я постаралась объяснить, что язык – это тоже математика, в которой примерами являются слова и предложения. А орфографические и пунктуационные ошибки в этих словах равносильны неверно решенному примеру или задаче. Мы занимались через день, и результат был достигнут путём зубрёжки правил, написания различных видов диктантов, выполнения различных упражнений. И, если раньше за четверть у девочки по русскому языку стояла тройка, то после наших занятий вышла четвёрка. Её мама была безумно счастлива.
Я считаю, что это высокий результат и для меня».
5. Совместная работа родителей и репетитора
Якимова Юлия, репетитор по английскому языку:
«В моей практике был обучающийся, абсолютно не заинтересованный в предмете, но тесная взаимосвязь репетитора и родителей дала результат. Здесь не было речи об «Отлично», но даже «Хорошо» была для нас очень высоким достижением. Секрета здесь не было абсолютно. Перед началом занятий мы просто поговорили.
Вместе с учеником мы долго рассуждали на тему актуальности предмета и пришли к выводу, что предмет необходим. Главное мотивация и правильная нагрузка. Немаловажное значение имеет роль родителей. В моем случае мама была очень заинтересована, всегда предлагала свою помощь. Также мы использовали разные формы занятий: начиная обычной фронтальной работой в комнате, мы выходили на экскурсии, делали проекты, ходили в кино».