Я б в пиарщики пошел...

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является одним из первых в России вузов, где началась подготовка специалистов в сфере коммуникаций – в 1993 году в университете был сделан первый набор студентов на новую специальность «Связи с общественностью», а в 1996 году в составе гуманитарного факультета создана выпускающая кафедра.

С каждым годом растет количество желающих получить диплом бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» в ЛЭТИ. В 2019 году проходной балл на бюджетные места составил 284, а конкурс на одно место достиг 12 человек. В 2020 году вуз готов принять на это популярное направление 145 первокурсников.

Более десяти лет ЛЭТИ выпускает востребованных специалистов для сферы рекламы и связей с общественностью, которые успешно работают в различных организациях и компаниях – от рекламных агентств до государственных органов. Свою «историю успеха» рассказала выпускница 2002 года, начальник отдела информационной политики и взаимодействия со СМИ Законодательного собрания Ленинградской области Дарья Юрьевна Науменко.

– Почему Вы решили стать специалистом в сфере коммуникаций? Было ли это спонтанным решением или Вы целенаправленно шли к этому?

– На тот момент, когда я поступала в институт, PR был совсем новой специальностью, а потому казался интересным и привлекательным. Я планировала поступать в гуманитарный вуз на журналистику или педагогику, но узнав о новой специальности, решила пойти в ЛЭТИ. В год моего поступления кафедра связи с общественностью была только там в Санкт-Петербурге. В этом плане ЛЭТИ был первооткрывателем, плюс прельщала на тот момент связь вуза с американским университетом и иностранные преподаватели на отдельных курсах.

– Какие самые полезные знания и навыки Вы приобрели за время учебы в ЛЭТИ?

- Коммуникационные, так как было больше всего дисциплин, связанных с коммуникативными навыками.

– Кто Ваш любимый преподаватель и почему? Поддерживаете ли Вы общение?

– Надежда Васильевна Казаринова. Она всегда очень интересно рассказывала и умела увлечь своим предметом, а главное – сама была сильно увлечена, что всегда привлекает, когда человек так сильно любит то, о чем рассказывает!

Еще с теплотой вспоминаю педагога по французскому языку Евгению Юрьевну Шиянову.

– Долго ли Вы искали работу после окончания вуза? Где Вы работали?

– Я начала работать еще во время учебы в вузе, на третьем курсе. Проходила журналистскую практику в агентстве, при котором был интернет-портал с новостями о Петербурге и деловая газета. Мне предложили там остаться поработать, и я с радостью ухватилась за предложение. Считаю, что если есть возможность получить практический опыт работы во время учебы – это прекрасно, так как в нашей профессии гораздо больше значит практика, а не теория.

После окончания вуза появилось желание перемен и дальнейшего роста – я ушла из агентства практически в никуда, но руководители, с которыми я работала, предложили тогда попробовать себя на госслужбе. В тот момент даже не думала, что останусь в этой сфере так надолго. Год проработала в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга в информационном отделе. Затем меня пригласили на работу в Законодательное собрание Ленинградской области, где в тот момент было решено выделить пресс-службу в отдельную структуру. Так я стала начальником пресс-службы. Наш отдел с тех пор претерпел разные трансформации – был период, когда мы объединяли функции пресс-службы, связей с общественностью и международные, межрегиональные связи. Сейчас у нас отдел информационной политики и взаимодействия со СМИ.

– Расскажите о своей работе. В чем специфика и сложность?

– Я работаю в законодательном органе власти, и основная специфика здесь в том, что юридически у меня один начальник, а фактически их пятьдесят (по количеству депутатов), так как все депутаты равны в правах, в том числе на распространение информации и помощь им в подготовке этой информации. Кроме того, что вся работа отдела оценивается 50 разными людьми с самым разным жизненным опытом и разными требованиями, есть еще и оценка внешняя – региональной прессы, жителей Ленинградской области. И она не менее важна, потому что мы пишем новости и пресс-релизы фактически по юридическим документам, смысл которых нужно донести до населения на «человеческом», понятном для простых людей, языке.

– Были ли периоды, когда Вам надоедала PR-деятельность? Не возникало желания поменять вектор развития карьеры?

– В любой работе есть рутина, и у нас на госслужбе ее немало, к сожалению. Но, с другой стороны, именно желание уйти от рутинной работы порождает новые мысли и идеи, интересные проекты, которых в PR-деятельности можно придумать немало. Менять пока что-либо не планирую. Ищем с коллегами новые формы работы с учетом современных реалий и возможностей Интернета, мобильной связи, мессенджеров и так далее.

– Какие советы Вы можете дать студентам и абитуриентам, выбравшим путь PR-специалиста?

– Я бы посоветовала не опираться только на знания, которые дает вуз. Обязательно проходить какие-то онлайн-курсы на интересующие темы. Сейчас так много возможностей по поиску информации и удаленному обучению, что этим нужно пользоваться. В современном мире любая профессия меняется до неузнаваемости за 2-3 года и, к сожалению, вузы с их фундаментальным образованием не всегда успевают за этими изменениями. Именно поэтому я считаю, что в такой профессии как PR нужно искать возможность работать и получать практический опыт уже во время обучения в вузе, нужно учиться и доучиваться нужным навыкам в Интернете, ходить на профильные конференции и слушать современных и успешных спикеров. И это касается не только PR-специалистов, это актуально для всех профессий.


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)