Выпускник ЛЭТИ Михаил Страхов об альма-матер
Михаил Страхов поступил в ЛЭТИ в 1998 году на специальность «Защита окружающей среды», окончил обучение в 2004 году с «красным» дипломом. В 2006 году закончил аспирантуру – также в ЛЭТИ, на кафедре ИЗОС. В настоящее время работает в должности начальника отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
– Михаил, как сложился Ваш профессиональный путь после окончания ЛЭТИ? Как этому способствовало образование, полученное в вузе?
– После окончания университета, в период с июля 2004 по декабрь 2006 года работал в Управлении «Морзащита» – организации, которая занималась строительством комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
С декабря 2006 года по настоящее время работаю в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Работал на различных должностях. Занимался вопросами недропользования, в определенное время курировал блок производственных вопросов, в том числе, вопросы экологической безопасности гидротехнических сооружений и водных объектов, обращения с опасными отходами, деятельность экологических аварийных служб. Сейчас возглавляю отдел водных ресурсов, который занимается всем комплексом вопросов, связанных с государственным управлением использованием и охраной вод. В частности, мы выдаем разрешительную документацию на право использовать водные объекты (например, для забора воды, сброса сточных вод, размещения на акваториях объектов и сооружений, проведения на водных объектах работ различного назначения), контролируем внесение предприятиями платы за пользование водными объектами, соблюдение организациями требований водного законодательства.
Если говорить о деятельности Комитета в целом, то она очень многогранна. На территории Санкт-Петербурга Комитет курирует ключевые вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Это и охрана водных объектов, и водопользование, и выдача разрешительной документации, и региональный государственный экологический надзор, и региональная государственная экологическая экспертиза, и государственный экологический мониторинг, и экологическое просвещение, и особо охраняемые природные территории, и обеспечение экологической безопасности, в том числе гидротехнических сооружений, и деятельность экологических аварийных служб, включая ликвидацию нефтеразливов.
В какой-то момент пришло понимание, что для дальнейшего профессионального роста необходимы дополнительные знания.
Считаю, что ЛЭТИ и кафедра ИЗОС дали качественное техническое образование, прочную базу, на которую могут наслаиваться новые знания. Вместе с тем, для эффективной работы на государственной службе необходимо глубокое понимание процессов управления, серьезное знание законодательства. Экологическое право, регулирующее отношения в области охраны окружающей среды, является одной из самых сложных и динамично развивающихся отраслей российского права. Количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, крайне значительно и продолжает неуклонно увеличиваться. Работающему в отрасли специалисту необходимо ориентироваться во всем этом многообразии и уметь оперативно подстраиваться под динамично меняющиеся требования и подходы к организации деятельности.
В связи с этим в 2008-2009 годах я прошел переподготовку в Северо-Западной Академии государственной службы (сейчас это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) по специальности «Государственное и муниципальное управление». А в 2010-2013 годах получил второе высшее юридическое образование в РГПУ им. А.И. Герцена (специализация «Государственное право»).
Хочу отметить, что, на мой взгляд, ответы на ключевые вызовы в современном мире всегда находятся на стыке наук; решение любой задачи наиболее эффективно тогда, когда оно носит междисциплинарный характер. И природоохранная деятельность – очень хороший и яркий пример междисциплинарной деятельности, деятельности на стыке наук. А эффективное решение сложных междисциплинарных задач, применение принципов системного подхода, возможно только при условии наличия прочных и разнообразных знаний.
– Какие воспоминания остались о годах обучения на кафедре ИЗОС и ее преподавателях?
– Моим дипломным руководителем был Анатолий Васильевич Пожаров. Тема дипломной работы, как сейчас помню, «Аппаратурная биотестовая методика гальванотаксиса инфузорий Paramecium Caudatum». Занимались разработкой методов биотестирования. Это было первое прикосновение к научной работе, когда можно было что-то поделать своими руками, попытаться использовать эффект гальванотаксиса для экспресс-оценки качества водной среды. Анатолий Васильевич запомнился грамотной постановкой задач и тем, что он, собственно, и привил интерес к той деятельности, которой я сейчас занимаюсь.
Руководителем диссертационной работы у меня был Владимир Михайлович Сидоренко, на тот момент он был также заведующим кафедрой ИЗОС. С ним мы занимались вопросами влияния сверхслабых полей мобильных телефонов на организм человека. Это было интересное время. Конечно, данная тема очень сложна и требует наличия крайне серьезной экспериментальной базы.
С теплотой вспоминаю лекции Владимира Леонидовича Горохова. Полагаю, что тот комплекс дисциплин, которые он преподавал у нас, как раз и сформировал приоритет системного подхода при работе со сложными системами, при решении междисциплинарных задач.
Как интересного лектора и человека вспоминаю также Анатолия Аркадьевича Бойцова. И, конечно, невозможно было представить кафедру без завлаба Станислава Владимировича Голядкина, чей неиссякаемый оптимизм очень помогал и в учебе, и в первых шагах практической работы.
– Какие особенности обучения на кафедре ИЗОС Вы бы отметили?
– По моему мнению, неоспоримым преимуществом кафедры ИЗОС является то, что наряду с характерным для ЛЭТИ качественным базовым образованием, обучение на кафедре дает две очень важные вещи: вырабатывает умение учиться и системный подход к рассматриваемым проблемам, обусловленный спецификой и междисциплинарным характером преподаваемых предметов. Наличие такой базы существенно облегчает в дальнейшем получение дополнительного, второго высшего образования, если это необходимо. В условиях дефицита квалифицированных кадров в отрасли, это очень важно и перспективно.
– Как Вы оцениваете перспективы трудоустройства после окончания кафедры ИЗОС?
– Выбор направлений, которые сейчас может избрать выпускник кафедры ИЗОС, весьма многообразен. Это и научная деятельность, и инженерная деятельность в составе экологической службы предприятия; работа в лаборатории, в проектной организации, оказывающей услуги в сфере охраны окружающей среды, а также управленческая деятельность на должностях государственной и муниципальной службы. Вопросами охраны окружающей среды в настоящее время занимается значительное количество ведомств и организаций.
В части, касающейся государственной службы, необходимо отметить наличие действенных программ по работе с кадрами. Например, существует возможность включения на конкурсной основе в кадровый резерв, в молодежный кадровый резерв. При этом наличие красного диплома является реальным конкурентным преимуществом при поступлении на государственную гражданскую службу, существенно уменьшающим требования к стажу. Так что есть прямой стимул хорошо учиться.
Следует отметить важное качественное изменение: поступая на кафедру ИЗОС в 1998 году, мы думали о том, что после окончания обучения хорошо было бы устроиться хоть на какую-нибудь работу, имеющую отношение к специальности. Сейчас у выпускников, желающих работать по специальности, проблема совершенно другая. Это проблема выбора из многообразия существующих вариантов.
Безусловно, заработная плата – это очень важный момент. Скажу так: в настоящее время заработная плата в отрасли, в том числе на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга, является конкурентной.
Конечно, опыт работы имеет значение. И поэтому студентам и выпускникам следует концентрироваться, в первую очередь, на получении практического опыта работы.
– Почему, когда Вы были учеником школы, Вы выбрали именно это направление? Хотелось бы, чтобы абитуриенты взглянули на будущий путь Вашими глазами. Что Вас изначально привлекло в данной специальности?
– Потому что вопросы охраны окружающей среды охватывают практически все стороны нашей жизни. Потому что это было перспективно и становится перспективнее с каждым днем. Потому что это важно и интересно. При этом полезно и позволяет увидеть конкретный результат.
Экологическое благополучие рек и озер, состояние их берегов, качество питьевой воды, состояние атмосферного воздуха, разумное обращение с отходами, адаптация к климатическим изменениям – это те вопросы, которые волнуют каждого из нас. Решение таких вопросов – сложная, но от этого не менее интересная задача.
При этом, какие бы вопросы мы не взяли, мы увидим, что везде присутствует составляющая, связанная с охраной окружающей среды, природопользованием, обеспечением экологической безопасности.
Например, система транспортного обеспечения города. Казалось бы, другая сфера. Однако в Санкт-Петербурге, например, вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха превышает 85%. В связи с этим вопросы развития транспортной инфраструктуры, транспортной логистики в обязательном порядке предусматривают природоохранную составляющую.
Такие примеры можно приводить бесконечно.
Важно понимать, что «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Именно поэтому наш Комитет уделяет самое пристальное внимание вопросам экологического просвещения. Комитетом организуется и проводится большое количество экологических мероприятий и акций, поддерживается деятельность добровольцев в сфере охраны окружающей среды. К мероприятиям активно присоединяются молодежные волонтерские движения, неравнодушные жители города, представители общественных организаций, власти и бизнеса.
Комитет также реализует интересную программу, предусматривающую целенаправленную подготовку экологических волонтеров для оказания содействия в ликвидации последствий аварийных разливов нефти.
Регулярно проводятся масштабные акции, предусматривающие уборку и очистку берегов водных объектов. При этом такие мероприятия не ограничиваются сбором мусора, предусматривая различные экологические квесты и соревнования. Те, кто принимал участие в таких мероприятиях, вряд ли впоследствии будут оставлять за собой мусор на берегу озера, моря или реки. Подобные мероприятия – это активность, общение, новые знакомства, интересное дело с пониманием результата. Именно это и привлекает, в том числе, молодежь.
– В Комитете, помимо Вас, работают выпускники ЛЭТИ?
– В Комитете работают выпускники ЛЭТИ, в том числе кафедры ИЗОС. Например, в отделе водных ресурсов работает Давыденко Наталья Александровна – выпускница кафедры ИЗОС. Ребята вдумчивые, с хорошими базовыми знаниями, знакомы с информационными системами. Это позволяет им успешно решать поставленные задачи.
– Поддерживаете связь с кафедрой ИЗОС?
– В целом, с ЛЭТИ и кафедрой ИЗОС продолжаю взаимодействовать с момента окончания обучения. Тесно сотрудничаем с Кустовым Тарасом Владимировичем, как по вопросам участия студентов в различных мероприятиях, так и по вопросам прохождения практики, последующего трудоустройства.
– Михаил, большое спасибо за такой содержательный разговор. Хотелось бы пожелать Вам успехов на Вашем пути, а нашим будущим студентам такого же рвения и упорства в достижении результатов!
Беседовала заместитель заведующего кафедрой ИЗОС по учебной работе Ирина Владимировна Веженкова
Партнёр:
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)