Выпускник ЛЭТИ Михаил Страхов об альма-матер

Михаил Страхов поступил в ЛЭТИ в 1998 году на специальность «Защита окружающей среды», окончил обучение в 2004 году с «красным» дипломом. В 2006 году закончил аспирантуру – также в ЛЭТИ, на кафедре ИЗОС. В настоящее время работает в должности начальника отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.

 Михаил, как сложился Ваш профессиональный путь после окончания ЛЭТИ? Как этому способствовало образование, полученное в вузе?

– После окончания университета, в период с июля 2004 по декабрь 2006 года работал в Управлении «Морзащита» – организации, которая занималась строительством комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

С декабря 2006 года по настоящее время работаю в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Работал на различных должностях. Занимался вопросами недропользования, в определенное время курировал блок производственных вопросов, в том числе, вопросы экологической безопасности гидротехнических сооружений и водных объектов, обращения с опасными отходами, деятельность экологических аварийных служб. Сейчас возглавляю отдел водных ресурсов, который занимается всем комплексом вопросов, связанных с государственным управлением использованием и охраной вод. В частности, мы выдаем разрешительную документацию на право использовать водные объекты (например, для забора воды, сброса сточных вод, размещения на акваториях объектов и сооружений, проведения на водных объектах работ различного назначения), контролируем внесение предприятиями платы за пользование водными объектами, соблюдение организациями требований водного законодательства.

Если говорить о деятельности Комитета в целом, то она очень многогранна. На территории Санкт-Петербурга Комитет курирует ключевые вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Это и охрана водных объектов, и водопользование, и выдача разрешительной документации, и региональный государственный экологический надзор, и региональная государственная экологическая экспертиза, и государственный экологический мониторинг, и экологическое просвещение, и особо охраняемые природные территории, и обеспечение экологической безопасности, в том числе гидротехнических сооружений, и деятельность экологических аварийных служб, включая ликвидацию нефтеразливов.

В какой-то момент пришло понимание, что для дальнейшего профессионального роста необходимы дополнительные знания.

Считаю, что ЛЭТИ и кафедра ИЗОС дали качественное техническое образование, прочную базу, на которую могут наслаиваться новые знания. Вместе с тем, для эффективной работы на государственной службе необходимо глубокое понимание процессов управления, серьезное знание законодательства. Экологическое право, регулирующее отношения в области охраны окружающей среды, является одной из самых сложных и динамично развивающихся отраслей российского права. Количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, крайне значительно и продолжает неуклонно увеличиваться. Работающему в отрасли специалисту необходимо ориентироваться во всем этом многообразии и уметь оперативно подстраиваться под динамично меняющиеся требования и подходы к организации деятельности.

В связи с этим в 2008-2009 годах я прошел переподготовку в Северо-Западной Академии государственной службы (сейчас это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) по специальности «Государственное и муниципальное управление». А в 2010-2013 годах получил второе высшее юридическое образование в РГПУ им. А.И. Герцена (специализация «Государственное право»).

Хочу отметить, что, на мой взгляд, ответы на ключевые вызовы в современном мире всегда находятся на стыке наук; решение любой задачи наиболее эффективно тогда, когда оно носит междисциплинарный характер. И природоохранная деятельность – очень хороший и яркий пример междисциплинарной деятельности, деятельности на стыке наук. А эффективное решение сложных междисциплинарных задач, применение принципов системного подхода, возможно только при условии наличия прочных и разнообразных знаний.

– Какие воспоминания остались о годах обучения на кафедре ИЗОС и ее преподавателях?

– Моим дипломным руководителем был Анатолий Васильевич Пожаров. Тема дипломной работы, как сейчас помню, «Аппаратурная биотестовая методика гальванотаксиса инфузорий Paramecium Caudatum». Занимались разработкой методов биотестирования. Это было первое прикосновение к научной работе, когда можно было что-то поделать своими руками, попытаться использовать эффект гальванотаксиса для экспресс-оценки качества водной среды. Анатолий Васильевич запомнился грамотной постановкой задач и тем, что он, собственно, и привил интерес к той деятельности, которой я сейчас занимаюсь.

Руководителем диссертационной работы у меня был Владимир Михайлович Сидоренко, на тот момент он был также заведующим кафедрой ИЗОС. С ним мы занимались вопросами влияния сверхслабых полей мобильных телефонов на организм человека. Это было интересное время. Конечно, данная тема очень сложна и требует наличия крайне серьезной  экспериментальной базы.

С теплотой вспоминаю лекции Владимира Леонидовича Горохова. Полагаю, что тот комплекс дисциплин, которые он преподавал у нас, как раз и сформировал приоритет системного подхода при работе со сложными системами, при решении междисциплинарных задач.

Как интересного лектора и человека вспоминаю также Анатолия Аркадьевича Бойцова. И, конечно, невозможно было представить кафедру без завлаба Станислава Владимировича Голядкина, чей неиссякаемый оптимизм очень помогал и в учебе, и в первых шагах практической работы.

– Какие особенности обучения на кафедре ИЗОС Вы бы отметили?

– По моему мнению, неоспоримым преимуществом кафедры ИЗОС является то, что наряду с характерным для ЛЭТИ качественным базовым образованием, обучение на кафедре дает две очень важные вещи: вырабатывает умение учиться и системный подход к рассматриваемым проблемам, обусловленный спецификой и междисциплинарным характером преподаваемых предметов. Наличие такой базы существенно облегчает в дальнейшем получение дополнительного, второго высшего образования, если это необходимо. В условиях дефицита квалифицированных кадров в отрасли, это очень важно и перспективно.

– Как Вы оцениваете перспективы трудоустройства после окончания кафедры ИЗОС?

– Выбор направлений, которые сейчас может избрать выпускник кафедры ИЗОС, весьма многообразен. Это и научная деятельность, и инженерная деятельность в составе экологической службы предприятия; работа в лаборатории, в проектной организации, оказывающей услуги в сфере охраны окружающей среды, а также управленческая деятельность на должностях государственной и муниципальной службы. Вопросами охраны окружающей среды в настоящее время занимается значительное количество ведомств и организаций.

В части, касающейся государственной службы, необходимо отметить наличие действенных программ по работе с кадрами. Например, существует возможность включения на конкурсной основе в кадровый резерв, в молодежный кадровый резерв. При этом наличие красного диплома является реальным конкурентным преимуществом при поступлении на государственную гражданскую службу, существенно уменьшающим требования к стажу. Так что есть прямой стимул хорошо учиться.

Следует отметить важное качественное изменение: поступая на кафедру ИЗОС в 1998 году, мы думали о том, что после окончания обучения хорошо было бы устроиться хоть на какую-нибудь работу, имеющую отношение к специальности. Сейчас у выпускников, желающих работать по специальности, проблема совершенно другая. Это проблема выбора из многообразия существующих вариантов.

Безусловно, заработная плата – это очень важный момент. Скажу так: в настоящее время заработная плата в отрасли, в том числе на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга, является конкурентной.

Конечно, опыт работы имеет значение. И поэтому студентам и выпускникам следует концентрироваться, в первую очередь, на получении практического опыта работы.

 Почему, когда Вы были учеником школы, Вы выбрали именно это направление? Хотелось бы, чтобы абитуриенты взглянули на будущий путь Вашими глазами. Что Вас изначально привлекло в данной специальности?

– Потому что вопросы охраны окружающей среды охватывают практически все стороны нашей жизни. Потому что это было перспективно и становится перспективнее с каждым днем. Потому что это важно и интересно. При этом полезно и позволяет увидеть конкретный результат.

Экологическое благополучие рек и озер, состояние их берегов, качество питьевой воды, состояние атмосферного воздуха, разумное обращение с отходами, адаптация к климатическим изменениям – это те вопросы, которые волнуют каждого из нас. Решение таких вопросов – сложная, но от этого не менее интересная задача.

При этом, какие бы вопросы мы не взяли, мы увидим, что везде присутствует составляющая, связанная с охраной окружающей среды, природопользованием, обеспечением экологической безопасности.  

Например, система транспортного обеспечения города. Казалось бы, другая сфера. Однако в Санкт-Петербурге, например, вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха превышает 85%. В связи с этим вопросы развития транспортной инфраструктуры, транспортной логистики в обязательном порядке предусматривают природоохранную составляющую.

Такие примеры можно приводить бесконечно.

Важно понимать, что «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Именно поэтому наш Комитет уделяет самое пристальное внимание вопросам экологического просвещения. Комитетом организуется и проводится большое количество экологических мероприятий и акций, поддерживается деятельность добровольцев в сфере охраны окружающей среды. К мероприятиям активно присоединяются молодежные волонтерские движения, неравнодушные жители города, представители общественных организаций, власти и бизнеса.

Комитет также реализует интересную программу, предусматривающую целенаправленную подготовку экологических волонтеров для оказания содействия в ликвидации последствий аварийных разливов нефти.

Регулярно проводятся масштабные акции, предусматривающие уборку и очистку берегов водных объектов. При этом такие мероприятия не ограничиваются сбором мусора, предусматривая различные экологические квесты и соревнования. Те, кто принимал участие в таких мероприятиях, вряд ли впоследствии будут оставлять за собой мусор на берегу озера, моря или реки. Подобные мероприятия – это активность, общение, новые знакомства, интересное дело с пониманием результата. Именно это и привлекает, в том числе, молодежь.

– В Комитете, помимо Вас, работают выпускники ЛЭТИ?

– В Комитете работают выпускники ЛЭТИ, в том числе кафедры ИЗОС. Например, в отделе водных ресурсов работает Давыденко Наталья Александровна – выпускница кафедры ИЗОС. Ребята вдумчивые, с хорошими базовыми знаниями, знакомы с информационными системами. Это позволяет им успешно решать поставленные задачи.

– Поддерживаете связь с кафедрой ИЗОС?

– В целом, с ЛЭТИ и кафедрой ИЗОС продолжаю взаимодействовать с момента окончания обучения. Тесно сотрудничаем с Кустовым Тарасом Владимировичем, как по вопросам участия студентов в различных мероприятиях, так и по вопросам прохождения практики, последующего трудоустройства.

– Михаил, большое спасибо за такой содержательный разговор. Хотелось бы пожелать Вам успехов на Вашем пути, а нашим будущим студентам такого же рвения и упорства в достижении результатов!

 

Беседовала заместитель заведующего кафедрой ИЗОС по учебной работе Ирина Владимировна Веженкова


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)