Ректоры вузов обсудили новую систему высшего образования
Модель высшего образования в России с 2023 года проходит этап трансформации. В новой системе предусмотрены более гибкие сроки обучения, тесная связь с работодателями, узкоспециализированные направления и увеличение объема практик и стажировок. Бакалавриат заменят базовым высшим образованием, а магистратуру – специализированным.
К 2026 году все российские вузы должны перейти на новую модель. О том, чему будут учить по новым программам и какие проблемы предстоит решить отечественным университетам, на совете экспертов в редакции «Российской газеты» обсудили руководители вузов-участников пилотного проекта: ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова, ректор МАИ Михаил Погосян, ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков, и.о. ректора БФУ им. Канта Максим Демин и директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова.
Алевтина Черникова отметила, что перед университетами стоят две глобальные задачи. «Первая – это формирование собственной научно-образовательной повестки, взгляд в будущее, в том числе подготовка специалистов по профессиям, направления которых только формируются. Вторая, не менее важная задача, –это ответы на запросы бизнес-сообщества. Современные работодатели ждут от выпускников не только прочных профессиональных, теоретических и практических знаний, но и развитых гибких навыков», – подчеркнула ректор НИТУ МИСИС.
Эксперты из других вузов акцентировали внимание на том, что суть нового подхода заключается в укреплении суверенитета в области образования и обеспечении технологического лидерства. Участники обсудили, какие новые профессии будут особенно актуальны и востребованы в будущем: на пике популярности будет все, что связано с искусственным интеллектом, беспилотными системами и цифровыми технологиями. По словам Алевтины Черниковой, в Университете МИСИС молодые исследователи работают над созданием линейки спинальных кейджей, квантового процессора на сверхпроводниках, проектированием роботов и мн. др. Для решения таких сложных научных задач необходима междисциплинарная команда – инженеров, биомедиков, айтишников. В такой синергии зачастую и рождается новая профессия.
В заключение ректоры отметили, что при масштабировании лучших практик университетов-участников «пилота» необходимо учитывать специфику каждого конкретного вуза, его конкурентные преимущества, сильные стороны, традиции. В рамках трансформации системы высшего образования нужно сохранить всё то ценное, что было создано поколениями ученых и преподавателей.
По материалам «Российской газеты» - https://rg.ru/2024/09/17/univer-sam.html
Партнёр:
Университет науки и технологий МИСИС