«Научить никого ничему нельзя, можно только научиться»

Факультет информационно-измерительных и биотехнических систем (ФИБС) – инновационный, креативный, высокотехнологичный факультет, образованный на стыке прорывных направлений науки и техники. Его история берет начало с 1962 года. Уникальность факультета состоит в подготовке специалистов, работающих на стыке самых перспективных направлений: биомедицинской и экологической инженерии, ультразвуковой акустики, спутниковой навигации, геоинформационных систем.

Одним из перспективных направлений подготовки на факультете являются «Биотехнические системы и технологии». Оно обеспечивает подготовку востребованных специалистов, способных разрабатывать и проектировать приборы и системы медицинского назначения, в том числе медицинские информационные систем, а также осуществлять их обслуживание и эксплуатацию в медицинских учреждениях различного профиля.

Студентка группы 4 курса ФИБС Николь Сачкова, обучающаяся по данному направлению, рассказала о своих любимых дисциплинах, об отношении к общественной жизни в ЛЭТИ и о своей необычной группе.

– Расскажите о направлении, на котором Вы обучаетесь. В чем его специфика? Какими навыками и профессиональными знаниями будет обладать выпускник? Где смогут работать после окончания обучения?

– Я окончила 3 курс ФИБС по направлению «Биотехнические системы и технологии», специфика которого заключается в том, что мы становимся специалистами смежных областей с возможностью самостоятельно углубиться в электронику, программирование, материаловедение или предметы медицинского цикла.

То, какими навыками мы обладаем на момент получения диплома, как и везде, зависит от нас самих. Университет даёт образование, а знания добываем мы сами – это важно помнить.

ЛЭТИ даёт возможность стать как инженером ЛПУ (отслеживание состояния медоборудования в больницах), так и выездным инженером ремонтной бригады (тот, кого вызывает инженер ЛПУ). Выпускники могут начать работу с учёными из центра Алмазова или заняться DataScience.

– Почему Вы выбрали это направление? Каким Вы видите свой профессиональный путь?

– С 7 класса я хотела быть врачом, но не могла преодолеть свою брезгливость, а мой отец настаивал на инженерном образовании. Так, в виде компромисса, у меня появилось желание связать жизнь с медтехникой. Я поговорила со своими учителями в школе, и мне посоветовали это направление в ЛЭТИ, назвав его самым достойным направлением по медицинской технике в городе. Сейчас я понимаю, что хочу быть специалистом по ремонту медоборудования с выездным характером работы.

Из-за коронавируса мои планы, как и у многих, кардинальным образом изменились, но я не теряю надежды на скорое окончание пандемии и начало практической деятельности.

– Почему Вы выбрали СПбГЭТУ «ЛЭТИ» при поступлении? Чем отличается эта специальность в ЛЭТИ от аналогичных направлений в других вузах? Какими преимуществами обладает программа обучения в ЛЭТИ по данному направлению, на Ваш взгляд?

– Мои друзья и родители были против выбора ЛЭТИ, но я подала документы именно сюда, потому что учебный план полностью соответствовал моим желаниям. По сравнению с аналогичными направлениями в других вузах, ЛЭТИ, на мой взгляд, предоставляет наиболее обширные знания в этой профессиональной области.

– Что в учебном процессе Вам нравится больше всего? Какие дисциплины и преподаватели?

– За всё время обучения меня тронули до глубины души только несколько преподавателей. Называть их имена мне не хочется, поскольку любой студент их и так знает.

Из дисциплин меня крайне привлекали «Методы обработки медико-биологических сигналов и данных», «Биохимия» и «Конструкционные и биоматериалы». Иронично, что для моей дальнейшей деятельности мне нужна, в основном, одна электроника, которой мне не всегда интересно заниматься.

– Занимаетесь ли Вы научной деятельностью? Какие возможности предоставляет вуз для начинающих исследователей?

– Да, я работаю под руководством Евгения Анатольевича Пустозерова. Нас постоянно стимулировали заниматься наукой на третьем курсе, чтобы облегчить себе написание диплома. Для меня один из важнейших стимулов – возможность получения повышенной стипендии и финансовой независимости от родителей. У нас часто проводятся конференции, на которых можно выступить с докладами по своей работе, также у нас существует Молодёжный НИИ под руководством Дениса Николаевича Бутусова для продвинутых и горящих наукой ребят.

– Приходилось ли Вам выезжать за рубеж по учебе – по программам академической мобильности? Если да, то куда именно и для чего? Предлагают ли вуз и кафедра такие программы?

– Нет, пока не приходилось, но я питаю надежды отправиться на зарубежную стажировку во время обучения в магистратуре. Программы предлагаются разные, нужно только хорошо знать язык и иметь высокий средний балл.

– Какие возможности для прохождения практики предоставляет ЛЭТИ / факультет / кафедра? Чему Вы научились на практике?

– К сожалению, я прошла очную практику только после второго курса, она называется учебной. На ней мы учились тому, что неотвратимо пригодится каждому студенту на третьем курсе – основам электроники.

Пандемия внесла коррективы в нашу производственную практику, и я очень рада, что её перенесли на следующий год, а не провели в дистанционном формате – работа инженера через экран монитора не делается.

– В каких видах общественной жизни ЛЭТИ Вы участвуете и почему?

– Я пробовала себя в проекте «Студенческое кураторство в ЛЭТИ» и в Студенческом совете ЛЭТИ, потому что люблю организовывать творческие мероприятия. Я получила прекрасный опыт в организации различных мероприятий. Также я в восторге от бала, организованного «Студенческим кураторством» и Эндаумент-фондом развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Сначала я была в составе организаторов, а на следующий год окунулась в эту пучину в качестве участника, и была околдована атмосферой.

– Всем известны строчки «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Вам нравится студенческая жизнь в ЛЭТИ? Повезло ли Вам с одногруппниками?

– Я категорически с этими строками не согласна, потому что стараюсь жить весело во время сессии, а для этого надо упорно трудиться в течение семестра. К тому же, я уже говорила о том, что огромную роль во время получения высшего образования играет самообразование, поэтому здесь всё зависит от нас самих, а университет лишь позволяет нам учиться и подтверждать свою квалификацию во время экзаменов.

Студенческая жизнь мне кажется не совсем полной без всяких «капустников» и различных форм самодеятельности, но, так как некоторые ребята в ЛЭТИ поступали по принципу «хочу учиться в Петербурге», не стоит ждать того, что они будут готовы проводить в вузе дни и ночи.

В моей группе изначально было девушек на одну больше, чем молодых людей, а сейчас у нас осталось 2 мальчика на 12 девочек, так что у меня скорее одногруппницы, а не одногруппники. Женский коллектив – это всегда большой стресс, но мы справляемся.

– В чем преимущество лэтишников?

– Думаю, преимущество лэтишников в том, что они умеют учиться и не боятся огромного потока новой информации. Мы, в отличие от студентов других университетов, узнаём что-то из лабораторных работ и семинаров, а потом нам эти знания закрепляют «начиткой» материала, так что мы лучше применяем на практике свои знания.

– Какие у Вас планы на ближайшее будущее?

– Сейчас я планирую совершенствовать свои знания в программировании и электронике и надеюсь на скорое отступление COVID-19, который затрудняет прохождение всевозможных практик и стажировок в оффлайн-режиме.

– Что для Вас значит ЛЭТИ?

– Часто можно услышать, что ЛЭТИ – это люди. И это правда. Я прошла здесь огромную школу общения и обрела по-настоящему важных моему сердцу жизненных учителей.

– Что Вы пожелаете абитуриентам, которые сегодня выбирают будущую профессию и вуз, в котором будут получать высшее образование?

– Пожелаю слушать себя, прислушиваться к мнению родителей, мыслить рационально и помнить, что научить никого ничему нельзя, можно только научиться.

Строго планируйте свой день, неделю, месяц, год, ставьте недостижимые цели и стремитесь к их исполнению, находите время для занятия тем, что вас зажигает, и ищите возможность спать при этом по восемь часов в сутки. Пожалуй, вам сейчас труднее всех, но я верю в то, что все сорвавшиеся планы и неоправданные надежды окупятся в студенческой жизни – стоит только захотеть.


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)