Интервью Алексея Федорова – директора нового института МИСИС
- С чем связано появление нового института квантовой инженерии?
- Мы видим, что одним из вызовов, с которыми столкнется будущая индустрия квантовых технологий в России, будет вызов кадровый. Назревает необходимость в людях с инженерной специализацией, и это стало сигналом к тому, чтобы сосредоточить наши усилия на образовательном проекте с фокусом на инженерные решения в области квантовых технологий на той глубокой научной базе, которой обладает Университет МИСИС.
При этом есть еще и внешний фактор. Мы видим, что в мире и в России квантовые технологии сегодня активно развиваются, причем как с научной точки зрения, так и с технологической. Университет МИСИС один из немногих научных центров, который обладает компетенциями по всем квантовым направлениям.
- Напрашивается сравнение квантового проекта с атомным.
- Да, сейчас часто проводят исторические параллели между ними. Напомню, что на активной стадии развития Атомного проекта было создано много новых институтов и факультетов, которые делались с прицелом на подготовку кадров. Нечто подобное будет происходить и с квантовыми технологиями, в этом мы глубоко убеждены. Это новый научный мегапроект для нашей страны в 21 веке. И миссия университетов — готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут реализовывать его. Университет МИСИС, кстати, тоже когда-то внес существенный вклад в формирование атомной отрасли.
- Кого будете готовить, кроме квантовых инженеров?
- Одна из идей – это обучать, например, специалистов в области квантовых алгоритмов для компаний, которые будут заинтересованы не только в разработке квантовых компьютеров и процессоров. Мы видим интерес со стороны финансового сектора к профессиональным кадрам, которые в будущем, с появлением полноценного квантового компьютера, уже могли его программировать для решения бизнес-задач.
- Значит, вам потребуются бизнес-партнёры?
- Вовлечение партнеров необходимо – оно произойдет, потому что студенты будут участвовать в научных проектах, задачи для которых поставлены структурами, отвечающими за развитие квантовых технологий в стране. Мы работаем над тем, чтобы вовлечь заинтересованные госкорпорации, создавать с ними совместные программы.
- Что включают в себя квантовые технологии?
- Это три основные сферы. Первая – квантовые вычисления – создание квантовых компьютеров, которые могут быть более производительными, чем привычные нам компьютеры, это компьютеры для определенных важных задач, таких как оптимизация, моделирование или обработка данных машинного обучения. Вторая – квантовые коммуникации – это передача информации так, что ее защищенность гарантируется моментально физическими законами. И третий уровень – это квантовая сенсорика – измерение параметров окружающей среды с максимально допустимой точностью. Поскольку квантовые сенсоры позволяют этой точности добиться.
- В Университете МИСИС есть прикладные разработки по каждому из этих направлений?
- Да, вуз является одним из немногих научных центров страны, где все они собраны. Есть многокубитные квантовые процессоры, которые разрабатываются у нас. Есть устройства квантовых коммуникаций – тестовая квантовая сеть, действующая между различными университетами. Есть прототипы квантовых сенсоров для решения разных научных и прикладных задач. Тот факт, что в НИТУ МИСИС можно приехать и посмотреть разработки по всем трем направлениям, мне представляется наиболее важным.
- На какой материальной базе будет функционировать структура нового института?
- Этот масштабный проект выполняется в интересах индустрии, мы уже работаем с ГК «Росатом» и РЖД. Также мы рассчитываем на привлечение внешних грантов. Во многом мы также опираемся на поддержку программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Вообще Институт физики и квантовой инженерии является наследником различных проектов в сфере квантовых технологий, которые университет реализовывал в последние годы.
Можно углубиться в историю и вспомнить, как развивалось направление теоретической физики в университете, начиная с работы в МИСИС нобелевского лауреата Алексея Абрикосова и многих других привлеченных им физиков-теоретиков. Это сформировало научную базу того, что сегодня называется «квантовые технологии». Появление лаборатории «Сверхпроводящие метаматериалы» профессора Алексея Устинова в 2011 году по мегагранту Минобрнауки России, потом Центра «Квантовые коммуникации» — это цепочка технологического развития той научной базы, которая была выстроена в университете.
- Могут ли квантовые технологии стать инструментом для улучшения жизни каждого из нас?
- Конечно. Банальный пример – квантовый компьютер может решать логистические задачи, чтобы посылки с курьерами приходили к нам быстрее. Или должен участвовать в научных процессах, связанных с новыми материалами, новыми лекарствами. Мы должны будем увидеть эффект от квантовых технологий на экономику. Чтобы это произошло, квантовые технологии должны стать индустрией: где должны быть заказчики, потребители и так далее, а для этого нужно большое количество людей.
Партнёр:
Университет науки и технологий МИСИС