В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете открылась выставка документально-исторических фотоматериалов «Камень, железо и стекло».

С 7 по 31 октября в стенах Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета проходит выставка документально-исторических фотоматериалов «Камень, железо и стекло». Мероприятие проводится при участии Общества русской традиционной культуры и Царскосельской иконописной мастерской. Посвящено оно сразу двум юбилеям: 175-летию со дня рождения академика архитектуры Иеронима Севастьяновича Китнера (1839-1929) и 100-летию начала Первой мировой войны.

Университет гордится многими известными выпускниками и преподавателями. Важное место в этой плеяде занимает И. С. Китнер. Отец знаменитого архитектора Севастьян Китнер, уроженец моравского города Мериш-Шенберг, в 1819 году приехал и обосновался в Петербурге. Сам Иероним Севастьянович окончил в 1859 году Строительное училище (ныне СПбГАСУ) и поступил в помощники к архитектору Штакеншнейдеру, которому помогал на строительстве Николаевского дворца и Благовещенской площади. Затем он продолжил обучение и повышение своей квалификации за границей: в Италии, Франции, Германии.

Когда-то советский поэт В. Маяковский сказал: «Смотрите на мир без очков и шор / глазами жадными цапайте / все то, что у вашей земли хорошо / и что хорошо на Западе». Именно так поступал архитектор И. С. Китнер. В Германии он видел, как достраивался Кельнский собор. В Париже учился у архитектора Виктора Бальтара – специалиста по большепролетным металлическим конструкциям. Сейчас они прочно вошли в городскую жизнь и стали для нас привычными, но во времена становления Китнера, как архитектора, это было новацией. Поучившись у Бальтара, вернувшись ненадолго в Германию и приобретя дополнительный опыт, Китнер стал активно применять большепролетные металлические конструкции в своих проектах.

Впервые к ним обратился при строительстве Сельскохозяйственного музея в Соляном городке (1876—1879 гг.), а затем и в знаменитом конкурсном проекте, в котором одержал победу и для которого придумал своеобразный девиз: «Камень, железо, стекло» (под таким названием и проходит сейчас выставка в СПбГАСУ). Это было строительство павильонов (корпусов рынка) на Сенной площади (1883—1885 гг.). Они простояли более полувека и были разобраны в 1939 году.

И. С. Китнер является автором более 70 осуществленных проектов. Из них порядка 60 проектов – в столице, которой во времена его активной профессиональной деятельности в нашей стране являлся Петербург. Среди его проектов – Институт гражданских инженеров (1881—1883 гг.); Александровская мужская больница (1888—1890 гг.); Завод К. Б. Зигеля (1888—1890 гг.); Особняк К. Б. Зигеля (1888—1890 гг.); Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду (1896—1897), над которой он работал совместно с Н. И. де Рошфором.

И. С. Китнер был одаренным человеком, много сделавшим для русской архитектуры и, в частности, для учебного заведения (ныне СПбГАСУ), в котором проработал 35 лет. Получив некогда в стенах вуза прекрасное образование и будучи одним из соавторов «кирпичного стиля» и популяризатором большепролетных металлических конструкций, он увековечил свое имя. И сегодня, спустя 175 лет со дня рождения архитектора, СПбГАСУ отмечает его юбилей.


{gallery name='09102014'}

Фото: Сутырин Дмитрий


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет