Интервью с экзаменатором. Владлен Гладченко и Дмитрий Юрьев
Согласно федеральному образовательному стандарту, в государственные экзаменационные комиссии вузов должны входить специалисты в отрасли, с которой связана будущая профессиональная деятельность выпускников, не работающие в данном учебном заведении. В начале июня 2015 года пиарщиков РосНОУ экзаменовали основатель и творческий директор компании Brandtime Владлен Гладченко и директор по продвижению группы компаний LANIT Education Дмитрий Юрьев
О том, чем полезны государственные экзамены, что отличает хорошее резюме от плохого, как вести себя на собеседовании и о многом другом Владлен Валерьевич и Дмитрий Александрович рассказали корреспонденту редакции сайта РосНОУ Ольге Петлице.
— На госэкзамене, в первую очередь, оцениваются теоретические знания студента. Являются ли результаты госов весомым критерием профессионализма выпускника в глазах будущего работодателя?
Владлен Гладченко: Да, безусловно! Государственные экзамены дают определённые представления о выпускнике, позволяют понять, обладает ли он базовыми знаниями, необходимыми для профессии. То, каким образом человек излагает свои мысли, сами идеи, которые приходят ему в голову при ответе, — всё это создаёт образ в глазах работодателя, пусть и не окончательный.
Дмитрий Юрьев: Людей, которые сдают экзамены только ради диплома, эффектной галочки в каком-то личном табеле, сразу видно. Галочка — птица хорошая, но на ней далеко не улетишь. По факту пиар представляет собой сочетание ремесла, науки и искусства. Конечно, в этой работе много ремесла, но элемент искусства столь же важен: пиарщик должен быть готов к творчеству. Пиар как профессия требует некоего авантюрного духа, без этого просто нельзя. Необходим правильный баланс между знаниями и вдохновением.
— Насколько велика разница между теорией и практикой? Часто ли приходится переучивать выпускников?
ДЮ: На самом деле, переучивать приходится всегда. В любой организации есть своя специфика, которую теория просто не может отразить.
ВГ: Да, соглашусь. Знания, необходимые для практики, — это своеобразные надстройки над общей теорией.
— Смогли бы вы сами сдать экзамены прямо сейчас, без подготовки?
ДЮ: Думаю, да. Не знаю, хорошо это или плохо, но вопросы построены довольно практично. А так как мы постоянно вращаемся в этой среде, то при чтении вопроса в голове сразу начинают возникать схемы, варианты ответов.
ВГ: Да. За эти два дня я довольно многое освежил в памяти. Ещё постоянно ловил себя на мысли, что автоматически отвечаю на вопросы, когда начинаю их читать.
— Многие выпускники заходят в тупик, когда дело доходит до написания резюме. Что отличает хорошее резюме от плохого?
ДЮ: Та часть резюме, которая описывает человека общими фразами «я коммуникабельный, хорошо работаю в команде», почти всегда летит в корзину. В первую очередь я смотрю на стаж работы и портфолио — это всё что нужно, чтобы заметить человека, всё остальное уже при личной встрече. Бывают руководители, цепляющиеся к структуре написания резюме, но для вас же будет лучше, если они вас не заметят.
ВГ: Я обращаю внимание на образование, опыт работы (если есть) и портфолио. Если претендент заинтересовал, всё остальное — на собеседовании.
— С каким минимальным стажем вы брали человека на работу?
ВГ: Один раз я нанял человека вообще без стажа. У девушки было юридическое образование, и на собеседовании она честно призналась, что не работала копирайтером ни дня. Но она блестяще выполнила тестовое задание, было видно, что это действительно её.
ДЮ: PR — это всё-таки не совсем (или не только) ремесло. Это и наука, и искусство. Поэтому бывает, что человек оказывается профпригодным безо всякого опыта, и его гораздо легче научить, чем другого, с богатым опытом, переучить. Я вообще уверен, что в нашей профессии очень важна эта способность — переучиваться. А что касается стажа, то у меня есть самые разные истории сотрудничества: и очень успешные люди, пришедшие в профессию «с улицы», и профи, «выросшие» в пиаре и дышащие им, как воздухом.
— Что работодатель хочет услышать от человека на собеседовании в первую очередь?
ВГ: «Готов работать бесплатно 12 часов в стуки за идею» (смеётся). У меня нет какого-то определённого шаблона. Я хочу услышать адекватную речь человека, адекватные ответы на вопросы, отсутствие лжи. Не хочется, чтобы человек сильно преувеличивал свои достоинства. Понятно, что каждый на собеседовании пытается «продать» себя. Так вот, «продавать» себя с наценкой в 20% — это нормально, а вот с наценкой 300% — уже нет.
ДЮ: Есть разные способы организации коллектива, например, есть свита, есть иерархия, есть команда. В пиаре, как мне кажется, эффективнее всего команда, когда каждый человек находится на своём месте и обладает собственными ценностями, когда руководитель — капитан команды, дорожит каждым. Мне важно, чтобы человек обладал своей уникальной ценностью. Я ищу в людях способность к творчеству и способность понимать поставленную задачу. Один из моих работников говорил мне в своё время: «Моя задача понять, что ты хочешь для меня сформулировать, и подсказать тебе, что ты хочешь». Это, конечно, преувеличение, но всё-таки. Для меня главное — способность к творческому партнёрству. Поэтому я учитываю и человеческую компетентность, и коммуникабельность, и готовность к адаптации.
— Бывают такие случаи, когда человек на собеседовании наоборот недооценивает себя?
ДЮ: Бывают. Это большая проблема для человека, равная проблеме, когда он себя переоценивает. Любое собеседование — это экзамен и для нанимающегося, и для нанимателя. В моей жизни было несколько случаев, когда я радикально недооценил кандидата. На заре моей карьеры, больше 20 лет назад, я посмотрел на человека, теперь это один из руководителей одного из крупных аналитических центров, вижу — идиот, отчасти опасный сумасшедший. Я категорически отказал ему в приёме на работу. Мне не хватило гибкости, готовности увидеть за несущественным существенное. За странностью этого человека скрывался очень глубокий аналитический ум, поэтому он сумел сделать серьёзную карьеру. Я всегда, когда его вижу, напоминаю себе: «Помни, что ты не безошибочен и нельзя на себя во всём полагаться». Хотя доверять себе нужно, но в режиме «доверяй, но проверяй».
ВГ: Но это, наверное, такой редкий случай потери проницательности. Всё равно та интуиция, то внутреннее ощущение — твой это или не твой человек — присутствует. Причём эта реакция, как правило, двусторонняя. Бывает, что человек приходит на собеседование, не чувствует контакта и хочет поскорее сбежать.
— Вы приняли госы у нескольких групп. Как вам наши выпускники? Скольких из них вы бы взяли на работу?
Владлен Валерьевич Гладченко: В целом подготовка неплохая, но всё равно нужно «погружаться и погружаться». Порадовали несколько человек с блестящими ответами. Отлично знают предмет и понимают, как применять знания. Вот они — потенциальные претенденты.
Дмитрий Александрович Юрьев: В общем — довольно симпатичное впечатление. В среднем в каждой группе мы выделяли по 2-3 не просто «пятерочных», но блестящих ответа. За этих «блестящих» можно было бы и побороться. В целом у ваших выпускников есть одна общая хорошая черта: системность в образовании. Общий взгляд на профессию. Понимание профессии как целостного, обладающего определёнными свойствами мира. Что не понравилось: ограниченность. Объясню свои слова: в некоторых случаях (к сожалению, довольно часто) смотришь на человека и поражаешься — да как он может этого не знать? Не какого-то там хитрого малоизвестного факта, а совершенно общедоступных вещей про тот мир, в котором он живет и собирается работать! Если вы, например, парфюмер, то можете не смотреть телевизор и не знать, как работает ДИП МИД (и что такое вообще ДИП и МИД). Но всяко вы должны знать, как пахнет лаванда. А уж если вы пиарщик, то можете не представлять запаха лаванды, но уж про ДИП МИД знать обязаны.
— Теперь будем знать. Спасибо!
Партнёр:
Российский новый университет