Как мы лучше запоминаем: на слух или визуально?
Аспирантка филологического факультета Елена Некрасова в рамках лаборатории «Когнитивные исследования языка», входящей в Международный центр развития человека, изучает особенности бимодального (аудиально-визуального) восприятия в процессе коммуникации.
– Восприятие человека принципиально многоканально: мы и видим, и слышим, а что-то одновременно с этим еще и воспринимаем на ощупь, – рассказывает Елена Некрасова. – Все наше обучение, например, построено на таком бимодальном взаимодействии: речь преподавателя сопровождается жестами, указаниями посмотреть на доску, в учебник. Я занимаюсь исследованием вербального, то есть словесного кода, одновременно воспринимаемого и аудиально, и визуально: какая модальность окажется ведущей в восприятии; информация какого канала будет восприниматься полнее, если предъявлять ее одновременно и на экране и в наушниках; как это все зависит от индивидуальных характеристик самих респондентов?
Может показаться, что визуальная модальность является ведущей для восприятия человека. Но, по словам Елены, в психологии существует теория, согласно которой решающим в появлении асимметрии восприятия является не тип модальности, а тип воспринимаемой информации. Например, временная информация лучше воспринимается на слух.
– Я сейчас получаю совсем разные данные, и пока могу сказать, что восприятие вербальной информации зависит от характеристик самого слова, – рассказывает исследователь. – Самое интересное – человек может быть уверен, что не слушает и не обращает внимания на информацию, которая идет аудиально, фоном, если в данный момент сосредоточен на визуальной – на том, что показывается на экране. Но на самом деле фоновая информация имеет сильное влияние. Сейчас мне важно понять, характерно это только для нашего языка или для языков вообще.
Елена проводит схожие эксперименты на русском и болгарском языках. Недавно в рамках полученной грантовой поддержки (стипендии Президента Российской Федерации) она в течение пяти месяцев проходила стажировку в Центре когнитивных наук, существующем на базе Нового болгарского университета (София, Болгария).
Лаборатория «Когнитивные исследования языка», в рамках которой Елена Некрасова проводит свои исследования, ведет тесное сотрудничество с болгарским Центром когнитивных наук, являющегося одним их самых авторитетных в мире. Елена отмечает, что обучение в ведущем центре позволило ей накопить богатый опыт современных методологических решений в области экспериментальных изучений языка и речи:
– Это с самого начала не было языковой стажировкой, скорее классическим научным обменом: идеями, методологией, опытом. У наших западных коллег, как правило, совсем иной подход, как к проведению аппаратных экспериментов, так и к анализу результатов. Они работают на материал: эксперимент ценен сам по себе, потому что приносит данные. Мы же всегда стараемся не только осмыслить научный результат, но и вписать его в общий теоретический фундамент всей науки.
Партнёр:
Национальный исследовательский Томский государственный университет