Музей МФЮА получил бесценный подарок

Картину «Возвращение блудного сына» (XVII в.) фламандской школы передал в дар музею выпускник МФЮА.

Картина «Возвращение блудного сына» (Фламандская школа, 1650 г.)передана в дар музею «Дворянское собрание» выпускником Московского финансово-юридического университета МФЮА, ныне успешным бизнесменом, пожелавшим остаться неназванным. Живописный шедевр, выполненный маслом на деревянной пластине, занял достойное место в коллекции вуза.

История о блудном сыне благодаря назидательному характеру и изобилию драматических поворотов постоянно привлекала к себе внимание художников. К ее сюжету обращались прославленные мастера всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Любящий и прощающий Отец-Бог не настаивает на любви сына - каждого из нас, не требует послушания против нашей воли, не упрекает нас, когда мы уходим от Него, и прощает заблудшего в самый день покаяния.

Фламандский художник иллюстрирует повествование, изложенное в Евангелии от Луки: сын, получая наследство, покидает отчий дом. Он пирует с куртизанками на постоялом дворе, предаваясь веселому времяпрепровождению. Льется вино, на столе - обильное угощение, игральные карты или кости, музыкальные инструменты, словом, все символы чувственных наслаждений. Далее художник показывает: на чужбине блудный сын, оставшийся без денег и ставший никому не нужным, пасет свиней. Сцена, вероятно, происходит на скотном дворе хозяина, которому он нанялся в услужение.

У иудеев, считавших свинью животным нечистым, разводить свиней запрещалось, а пасти свиней на чужбине было особенно унизительным. Иными словами, пасть ниже, чем пал блудный бын, было нельзя. «Младший сын... рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лука, 15:11-32).

В правой части картины мы видим, как отец обнимает вернувшегося и павшего перед ним на колени в раскаянии сына. Картина, казалось бы, нема, но голос кающегося слышен: «Отче! Я согрешил против Неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим».

Картина выполнена художником в теплых тонах. Панорамная, вытянутая по горизонтали композиция, содержит три сюжетных линии. Герои изображены на фоне пейзажа, объединяющего сюжеты. Образ реки стал символом, отделяющим жизнь героя в начале его пути от той, где он стоит на коленях перед своим отцом. Она как бы делит не только картину на две условные части, но и саму жизнь блудного сына на ту, где он заблуждался и совершал ошибки, и ту, где осознал их и, покаявшись, вернулся в отчий дом.

Притча о блудном сыне несет идею покаяния, неисчерпаемой любви Бога и прощения. Это тонко уловил и запечатлел неизвестный фламандский живописец середины 17 века. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема, затронутая в притче о блудном сыне, важна всегда. Потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения.




Партнёр: Московский финансово-юридический университет