Работодателя – в учителя!

Форум в МФЮА раскрыл секрет успешной карьеры молодежи.

«Об учебном заведении судят по трудоустройству его выпускников», - об этом факте напомнил участникам Форума «Столичные колледжи и современный рынок труда в г. Москве» Евгений Буслов, проректор МФЮА по организации производственных практик.  25-го февраля в Московском финансово-юридическом университете МФЮА прошла встреча работодателей столицы, в том числе, руководителей ряда подразделений правительства Москвы, представителей органов госвласти в сфере образования, научных организаций с руководителями колледжей нашего города. Задача Форума, прошедшего под  эгидой мэрии Москвы, Департамента образования и Росрейтинга, проста: сделать так, чтобы колледжи готовили выпускников, в точности соответствующих требованиям городского хозяйства, для которого они, собственно, и готовятся. Для этого, по замыслу руководства учебных заведений, сами предприятия столицы должны участвовать в подготовке профессионалов.

Государственно-частное социальное партнерство – основной механизм взаимодействия работодателя и образовательной организации, которая ориентируется на запросы рынка труда, считает Владимир Блинов, директор Центра профессионального образования ФИРО Минобрнауки РФ. По его словам, в современных условиях человеку в течение трудовой деятельности требуется несколько раз выбирать себе профессию: «Людям постоянно  приходится учиться, поскольку существо профессий изменяется». Дуальная система профессионального образования, первоначально  появившаяся в Германии  - обучение, при котором теоретическая подготовка проводится в учебном учреждении, а практическая на рабочем месте, – сегодня завоевывает популярность и в России.

«Выпускник вуза или колледжа никогда не был готов к тому, чтобы с первого же дня работы профессионально трудиться на рабочем месте, потому что есть некоторая разница между теорией и практикой, - заявил студенческой газете МФЮА «Зачетка» Олег Смолин, депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ.- В первые дни у выпускника на рабочем месте возникают такие проблемы, о существовании которых он  в процессе учебы даже не подозревал! Поэтому нужно увеличивать практикоориентированность образования. Будущий инженер должен обязательно поработать на заводе, будущий юрист – попрактиковаться в юридической компании, будущий педагог – поработать в школе». Вместе с тем, по его словам, ориентация на практику должна реализовываться не за счет снижения теоретической подготовки, а за счет сокращения тех теоретических дисциплин, которые являются факультативными.  «В программе нужно оставить все, что нужно для развития профессии, все, что нужно для развития личности», а остальным можно пожертвовать, уверен Смолин.    

Трудно сбалансировать теорию с практикой в соотношении 50:50, сетует Ирина Кумскова, руководитель программ среднего профессионального образования МФЮА.  По ее словам, ключевая компетенция, которой  должен в стенах колледжа овладеть студент – это «способность к трудоустройству, готовность к постоянному обучению».

В Департаменте образования Москвы перед средними профессиональными учреждениями ставят задачу:  готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Об этом на Форуме сообщил Александр  Биржаков, заместитель начальника управления образования Департамента образования г. Москвы. По его словам, у колледжей есть все возможности для этого – и бюджет объемом в 19 млрд. руб (на 2015 год), и оборудование, позволяющее обучать студентов по высочайшим мировым стандартам. В то же время, для того чтобы колледжи «выходили на мощных работодателей и могли обеспечивать трудоустройство выпускников, сами учебные заведения должны быть мощными», уверен Биржаков. Для этого Департамент ведет политику укрупнения учебных заведений: «Современные  учебно-производственные объединения способны выйти на работодателей».

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) уверены, что работодателей нужно мотивировать к оснащению учебных заведений современным оборудованием для проведения практических занятий, привлекать ведущих профессионалов-практиков к обучению молодежи. Кроме того, по словам Владимира Блинова из ФИРО, работодателям нужно доучивать выпускников в корпоративных университетах.

«Необходимо создание отраслевых образовательных центров, -  предложил Геннадий Костерин, заместитель директора Колледжа современных технологий им. М.Ф.Панова.В этом случае  предприятие будет обеспечено стабильным кадровым резервом. А москвичи станут более заинтересованными в обучении детей в средних профессиональных образовательных учреждениях. Ориентированность на интересы работодателей будет в этом случае соблюдена максимально точно».

Работодатели, чью позицию в полной мере представила Наталья Кораблина, заместитель руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, напомнила о важности «пропорционального  сочетания теории и практической подготовки» и поделилась опытом проведения практик для студентов московских средних профессиональных учебных заведений на предприятиях столицы, входящих в систему ЖКХ. Она считает важнейшим моментом дуального обучения закрепление за молодыми людьми опытных наставников. «Нынешнему молодому поколению интересно жить, интересно наблюдать, они увлекаются живой работой. Они очень активны, - сообщила она «Зачетке» МФЮА.- Единственный пробел в подготовке тех, кто к нам приходит – это недостаток практического опыта. Теория – это теория, в жизни все по-другому. Мы стараемся заполнить пробелы». По ее словам,  студент превращается в хорошего специалиста уже через год активной практической работы.



Партнёр: Московский финансово-юридический университет