Аспирантка кафедры ТОМ СПбГТИ(ТУ) Анна Семенова стала одним из победителей конкурса грантов «УМНИК» второго полугодия 2018 года (направление «Новые материалы и химические технологии»), конкурса, направленного на поддержку молодых учёных, стремящихся реализоваться через инновационную деятельностью. Мы попросили Анну рассказать о том, как и почему она стала заниматься наукой.
В 2010 году я закончила обычную общеобразовательную школу, любимыми предметами всегда были математика и ИЗО. Я почти не ходила на кружки, только два последних года занималась в театральной студии и в танцевальной школе, бо́льшую часть времени уделяла учёбе. После 9 класса мы распределялись по направлениям дальнейшего обучения на социально-экономический и физико-математический профили. Выбор в пользу последнего был для меня очевидным, так как всегда больше привлекали технические предметы. Закончила школу с оценкой «отлично» по всем предметам, но последние два года больше всего я уделяла внимание физике и в ней видела особый интерес и перспективу. Однако, неожиданно для себя самой, за полгода до окончания школы я решила сдавать ещё и химию как выпускной экзамен и пошла на дополнительные курсы подготовки к ЕГЭ в Университет растительных полимеров. С этими занятиями у меня стало 9 часов физики и 4 часа химии в неделю. В итоге из 4 предметов на ЕГЭ, химии, физики, математики и русского языка, лучше всего по иронии судьбы я сдала именно химию.
Вуз выбирала долго, думала про востребованность будущей профессии, про качество университета. Но 17-летней школьнице, пять минут назад ставшей выпускницей, сложно оперировать такими критериями, поэтому решающим аргументом в пользу Технологического института стал красивый рассказ Эльзы Яковлевны Соловейчик в приёмной комиссии про выращивание монокристаллов рубина и алмаза и про магию плазмы. Устоять я не смогла и пошла учиться на уникальную кафедру электротермии и плазмохимии, которая, к сожалению, как самостоятельное звено долго не просуществовала, заканчивала я уже объединённую кафедру общей химической технологии и катализа. Тем не менее, дипломным руководителем остался заведующий нашей кафедрой Борис Александрович Лавров, а моя работа связана с плазменными покрытиями, практическая часть была сделана на предприятия ОАО «Радиотехкомплект» под руководством ведущего инженера участка вакуумной металлизации Александра Анатольевича Ерузина, так же выпускника «магической» кафедры.
Уже во время написания диплома меня взяли на должность техника в технологическое бюро департамента по производству фазовращателей «Завода Радиотехнического оборудования», входящего в Концерн ПВО «Алмаз-Антей». После получения диплома химика-технолога по специальности «Технология неорганических веществ» в 2015 году меня перевели на должность инженера-технолога. В мои обязанности входило технологическое сопровождение деятельности цеха, подготовка документации, в том числе написание технологических процессов, контроль технологической дисциплины, подбор, закупка и запуск нового оборудования, разработка и внедрение в производство новых технологий и модернизация существующих и т. д. За полтора года в ЗРТО я получила очень важный опыт работы на производстве, проходила дополнительные курсы повышения квалификации в Военмехе по теме "Системы автоматизированного проектирования технологических процессов" и стажировку в СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
В 2016 я решила продолжить учебу в университете и заняться научной деятельностью. С этой мыслью я пришла за советом к своему бывшему дипломному руководителю от предприятия Александру Анатольевичу, с котором тогда мы очень хорошо сработались. Он рассказал, что сотрудничает с кафедрой теоретических основ материаловедения СПбГТИ(ТУ) и там есть лаборатория электрохромных систем, где занимаются разработкой технологии получения функциональных материалов для устройств, которые способны обратимо изменять степень светопропускания под действием электрического тока, то есть затемняться и обесцвечиваться, работая как электронные жалюзи. Материалы для таких систем в этой лаборатории получали химическим методом золь-гель синтеза. Мы предложили расширить тематику и работать параллельно над вакуумным методом плазменного напыления электрохромных материалов.
Так я поступила на курс аспирантуры по направлению «Технологии материалов», а моим научным руководителем стал заведующий кафедрой Максим Максимович Сычев. Здесь же, на кафедре, я продолжила работу на должности инженера. В 2017 году у вуза была замечательная возможность обеспечивать образовательные и научные поездки обучающихся за счёт государственной субсидии. Тогда я посетила международную конференцию в Румынии «InterAcademia16», что дало мне важное ощущение наличия коммуникации в научном сообществе и стирания границ в моей собственной голове, ведь это было моё первое серьёзное публичное выступление на английском языке.
После этого нас с коллегой-аспирантом Константином Савенко отправили на месячную стажировку на предприятие Younglim в Южной Корее, являющееся одним из ведущих производителей интерьерных материалов (двери, оконные системы, полы, панели и т. д.) в Азии с массовым выпуском продукции.
Кафедра и, в частности, научный руководитель всегда стараются способствовать участию обучающихся и сотрудников в различных научных и образовательных мероприятиях. Так, за время обучения в аспирантуре я выступала на 2 международных конференциях и 4 отечественных, описала результаты научно-исследовательской работы в виде статьи в Оптическом журнале (входящем в Scopus) и 12 тезисов, в 2018 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Аддитивные технологии» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
Осенью 2018 года Максим Максимович посоветовал принять участие в конкурсе грантов «УМНИК», в котором не раз выигрывали аспиранты при его курировании. Выиграть грант - это возможность превратить свою научную работу из стопки страниц диссертации в реальный проект, который может быть коммерциализирован. Ведь что может быть более захватывающим, чем воплощение своих идей в жизнь!
Свой проект я назвала «Разработка технологии изготовления гибких энергоэффективных электрохромных устройств как компонента «Умного дома». При подготовке заявки я старалась учесть рекомендации научного руководителя, Фонда и предыдущих участников конкурса. Я представляла себя на месте отборочной комиссии и пыталась ответить на вопросы: «А был бы интересен мне этот проект?», «Что именно предлагается?», «Насколько возможна его реализация и коммерциализация?», «Захотела бы я профинансировать такой проект?».
Победителей объявили весной 2019 года. Всего в конкурсе по Санкт-Петербургу и ЛО было подано более 600 заявок, из них выигрышных - 31, и я оказалась в их числе. Было очень радостно это услышать, стало понятно, что взят верный вектор и что всё возможно, если действительно этого захотеть. Хоть это и индивидуальный грант, очевидно, что я работаю не одна и нельзя не сказать, что это общая победа и на сколько важна команда единомышленников!
Я вдохновляюсь людьми, которые меня окружают и с которыми работаю, и расту благодаря им. Не будет лишним также сказать, что для гармоничного развития и преуспевания в какой-либо деятельности, полезно эту деятельность периодически менять, например, вечерами или на выходных. От этого можно получать невероятную подзарядку и расширять угол обзора на мир, что для учёного просто необходимо. По вечерам я хожу на класс contemporary танца, где учусь уверенности в себе и искренности, в отпуск еду с велосипедом и жаждой приключений, презентации для конференций снабжаю иллюстрациями собственного авторства, по пятницам хожу в театр, на музыкальные концерты, а по воскресеньям восстанавливаюсь, практикуя йогу и отъедаясь пирожками у родителей.