Профессионально-пропедевтические консилиумы предлагают создать в вузах

Эксперты из ТюмГУпредлагают организовать профессионально-пропедевтические консилиумы в вузах.Они необходимы,так как учебные заведения широко приступают к инклюзивному обучению,но при этом не обладают внутренними ресурсами для такой деятельности.Планируется,что в состав структур войдут специалисты,которые будут осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)и комплексную помощь педагогам при решении вопросов инклюзивного образования. «Сегодня на разных уровнях власти декларируется необходимость обеспечения профессиональной трудоспособности лиц с ОВЗ.В вузах происходит изменение вектора социальной политики – от оказания им образовательных услуг к переориентации на их социализацию, – говорит заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ Наталья Малярчук. – В некоторых крупных университетах уже функционируют ресурсные центры,способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью.Вместе с тем исследования показывают,что не все сотрудники вузов готовы к работе со студентами,имеющими нарушения в сенсорной и опорно-двигательной сферах.Потому профессионально-пропедевтические консилиумы необходимы». Преподавателям при обучении студентов с ОВЗ предстоит учитывать их особые образовательные потребности,связанные с морфофункциональными, интеллектуальными и эмоционально-поведенческими особенностями,которые затрудняют процесс овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем,как пояснила Н.Малярчук,не обладая специальной подготовкой,проблематично,а во многих случаях просто нереально диагностировать факторы-барьеры в обучении лиц с нарушениями слуха,зрения или опорно-двигательного аппарата,разрабатывать адаптированные образовательные программы по профессиональным курсам и выбирать оптимальные методы обучения.Представители профессорско-преподавательского сообщества нуждаются в комплексной помощи со стороны специалистов в области медицины,дефектологии, педагогической и коррекционной психологии. «Инклюзивная трехлетняя практика наиболее"продвинутых"вузов,решающих задачу тьюторского сопровождения процесса подготовки студентов с ОВЗ,свидетельствует об эффективности деятельности специально созданных для этого подразделений–ресурсных центров, – заключает Н.Малярчук.–Однако университетов,которые обладают такими внутренними ресурсами,в России пока мало,а структура и функции действующих подразделений только отрабатываются». В структуре консилиумов дефектологи ТюмГУ рекомендуют выделить организационно-сетевой,медико-социальный и учебно-методический блоки.Кроме того,при создании потребуется разработка нормативных правовых актов,регламентирующих его деятельность,организация не только довузовской подготовки абитуриентов,но и послевузовского сопровождения выпускников с ОВЗ. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет