Магистратура БФУ им. И. Канта: создание новых биоматериалов, редактирование генома, молекулярные конструкции для наноустройств и разработка методов борьбы с генетическими заболеваниями

Академический руководитель магистерской программы Института живых систем «Клеточные и молекулярные технологии» доктор биологических наук Сергей Антипов в интервью kantiana.ru рассказал о том, что может мотивировать ученого к переезду в Калининград и какое будущее ждет выпускников, освоивших современные методы молекулярной и клеточной биологии, биофизики и биохимии.

—Сергей Сергеевич, расскажите, как вы стали сотрудником Института живых систем БФУ им. И. Канта?

—В Институте живых систем я работаю с конца 2016 года. До этого основным местом работы был Институт биофизики клетки Российской академии наук и кафедра биофизики Воронежского государственного университета. В тот момент я находился в стадии активной подготовки докторской диссертации и закончил докторантуру. Однако этот проект не удавалось реализовать на одной базе и приходилось тратить достаточно большое количество времени и финансов для выполнения исследований в разных городах. В Калининграде я первый раз попал в 2014 году. С тех пор достаточно плотно сотрудничаю с коллективом института живых систем, в 2016 году от руководства БФУ им. И. Канта поступило предложение переехать в Калининград, и я его принял.

—Что же смогло привлечь сложившегося ученого и мотивировать к переезду?

—В первую очередь - это наличие современной научной инфраструктуры. Для достижения моих научных целей требуется современное оборудование для проведения биологических исследований, а также я применяю физические методы, и важно, когда оборудование для этого сосредоточено в одном месте. Во-вторых – наличие профессионалов высокого уровня среди коллег, доброжелательная обстановка в коллективе. Таким образом, мой выбор пал на Калининград, БФУ им. И. Канта, и уже сегодня можно сказать, что я не ошибся. Именно такое стечение обстоятельств позволило мне в 2018 году завершить работу над докторской диссертацией и успешно защититься. Но диссертация не является самоцелью, а представляет собой лишь очередной этап в жизни и нужно двигаться дальше.


пав.jpg


—Именно поэтому вы стали руководителем магистерской программы «Клеточные и молекулярные технологии»?

—Предложение стать руководителем магистерской программы для меня было достаточно неожиданным, но оказалось очень даже своевременным, поскольку я уже задумывался над тем, что для полноценной подготовки студентов и аспирантов заниматься только научным руководством явно недостаточно. Опять же наличие ученой степени доктора наук обязывает подходить к этому вопросу комплексно, планируя свою деятельность на долгосрочную перспективу, так как научно-исследовательская деятельность должна носить системный характер и, надеюсь, что у нас будет возможность дополнить магистерскую программу еще и расширенным перечнем профильной подготовки аспирантов. Для этого есть все необходимые предпосылки. Институт живых систем обладает достаточно современной инфраструктурой и обширной сетью партнеров как среди производственных предприятий, так и среди научных и образовательных организаций. Это позволяет Институту не только быть в тренде самых современных научных направлений, востребованных реальным сектором экономики, но и проводить самые современные фундаментальные исследования мирового уровня. Магистранты имеют возможность выбрать путь дальнейшего развития и будут востребованы как на предприятиях, так и в научной сфере и смогут поднять в дальнейшем свою квалификацию до уровня кандидата наук.

Именно благодаря обширным научным связям реализуется данная магистерская программа?

—Набор на программу ведется уже не первый год, ее создателем, и первым руководителем являлся кандидат медицинских наук Андрей Гончаров, стараниями которого программа хорошо себя зарекомендовала. В ее рамках органично сочетаются теория и огромный пласт практических занятий с использованием самого современного аналитического и исследовательского оборудования для освоения методов клеточной и молекулярной биологии, биофизики, биохимии и генетической инженерии. Помимо этого, в рамках программы «Клеточные и молекулярные технологии» на сегодня оптимально сочетаются как фундаментальные, так и прикладные дисциплины. Это позволяет выпускникам Программы успешно реализовать свой потенциал в научных лабораториях, в рамках программ аспирантуры, на базе предприятий реального сектора экономики, а также в рамках участия в проектах, выполняемых по грантам РФФИ, РНФ и других фондов. К слову, стоит добавить, что активная позиция сотрудников и преподавателей, участвующих в реализации данной магистерской программы, в плане выполнения грантов позволяют магистрантам получать ощутимую прибавку к стипендии и по окончанию магистратуры уже иметь, пусть и небольшой, но официально зафиксированный опыт работы по специальности. Помимо этого, руководство института и университета всячески помогает и мотивирует студентов участвовать в различных программах и конкурсах, направленных на поддержку молодежного предпринимательства. Отдельно стоит отметить, что достаточно активно поддерживается академическая мобильность магистрантов и существует возможность получать дополнительные навыки на базе ведущих предприятий и организаций России и мира.

сысыс.jpg



—И все-таки, давайте попробуем конкретизировать: на кого ориентирована программа, для кого она может стать интересна и практически полезна?

—Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции и одним из основных трендов развития, как науки, так и бизнеса являются использования свойств живых объектов. А теперь, если посмотреть учебный план программы «Клеточные и молекулярные технологии», то можно понять, что она максимально соответствует атласу профессий будущего, в котором биотехнологии и медицина стоят на первых местах. Конечно, программа будет интересна, прежде всего выпускникам бакалавриата биологических, биотехнологических и химических профилей. Однако, учитывая тенденцию к проведению междисциплинарных исследований, уверен, что она будет интересна также выпускникам физическо-математического и технического профиля. Окончание бакалавриата зачастую совпадает с тем периодом в жизни молодого человека, когда он более четко осознает свои карьерные планы, и, подчас, меняет траекторию своего движения. Поэтому в рамках программы предусмотрен ряд дисциплин, позволяющих оперативно расширить свои компетенции в естественно-научной области всем поступившим, вне зависимости от исходного направления.

—Сергей Сергеевич, скажите, какие основные направления научно-исследовательской работы предусмотрены для магистрантов в данной программе?

—Здесь диапазон достаточно широкий, но исходя из названия, конечно же, основное внимание уделяется исследованию процессов и механизмов, реализующихся на клеточном и молекулярном уровне, но это не означает, что работы будут замыкаться только на этом. Если посмотреть на научную работу магистрантов чуть шире, то понимание молекулярных и клеточных процессов лежит в основе большого количества исследований. Это база, без которой очень сложно. При этом можно поучаствовать в реализации вполне конкретных научных проектов, среди которых и создание новых биоматериалов, и способы редактирования генома, и получение молекулярных конструкций для создания наноустройств, и разработка методов борьбы с генетическими заболеваниями. Конечно, есть темы, связанные с фундаментальными исследованиями в области молекулярной биологии, биохимии, биофизики и биоинформатики, так что каждый сможет выбрать тематику, согласно личным предпочтениям.


впрапроп.jpg



—А что насчет практики, где и как будут проходить практику ваши магистранты?

—В рамках магистратуры запланирован целый набор практик, в частности, предусмотрено прохождение научно-исследовательской, производственной и преддипломной практики на базе лабораторий и научных подразделений БФУ им. И. Канта, в частности, Базовой лаборатории иммунологии и клеточных биотехнологий. Помимо этого, как я уже говорил, Институт живых систем имеет обширную сеть контактов с научными и производственными организациями, среди которых партнерами данной магистерской программы являются Группа компаний «Содружество», Акционерное общество «Генериум», ООО «Лонг Шенг Фарма Рус», Клиника «Центр ЭКО-Калининград», ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области», ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница», ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области», Группа компаний «ЭФКО», ФГБУН «Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН», и это далеко не полный перечень. Более того, мы активно работаем над ее расширением, в частности, сегодня ведутся переговоры с ФГОУ ВО «Воронежский государственный университет» (Кафедра биофизики и биотехнологии, кафедра молекулярной биотехнологии, кафедра физики твердого тела и наноструктур), ФГОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» (НОЦ Живые системы), ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Пущинский научный центр биологических исследований Российской академии наук» (лаборатория функциональной геномики и клеточного стресса). Так что для магистрантов доступны самые современные базы практик, в которых работают ведущие российские и мировые ученые.

—Не можем не задать вопрос о том, где предположительно смогут быть востребованы выпускники данной магистерской программы? У Вас есть идеи на этот счет?

—Структура магистерской программы «Клеточные и молекулярные технологии» устроена таким образом, что отвечает большинству современных вызовов рынка. Поэтому, выпускники программы имеют широкий диапазон возможностей для построения карьеры как в области научно-исследовательской деятельности: молекулярной биологии, генетики, биоинформатики, иммунологии, клеточной биологии, биохимии и биофизики, так и в области прикладных работ на предприятиях реального сектора экономики.

—Есть ли спрос на выпускников по данному направлению в соседних странах?

—Компании, участвующие в формировании и развитии рынка клеточных и молекулярных технологий, продвигаются, в основном, научными коллективами, имеющими какое-либо отношение к университетам и научным группам, активно публикующим результаты своих исследований в ведущих международных изданиях, и такие группы присутствуют и в составе ИЖС, а их сотрудники привлечены к реализации данной магистерской программы. Следовательно, создание такой магистратуры и постоянный набор в нее магистрантов обусловлено мировым трендом – главные научные исследования должны проводиться в университетских лабораториях, где есть доступ к объединениям талантливых ученых.
Достаточно большое количество компаний, в том числе европейских, заняты коммерциализацией исследований, связанных с клеточными и молекулярными технологиями. Из числа этих фирм примерно 75% занимаются разработкой методов лечения и диагностики заболеваний с использованием вышеупомянутых подходов, проводят исследования эмбриональных стволовых клеток, а также в области редактирования генома и создания гибридных биоорганических наночастиц для использования в области наноэлектроники и спинтроники. Большой спрос на специалистов в области клеточных технологий предъявляют компании, имеющие центры в Европе, такие как Pfizer, Merk, Johnson and Johnson, GE Healthcare и Novartis. Но не стоит забывать и про спрос на выпускников магистерской программы в европейских научных институтах и университетах.

ыаафыыаыа.jpg


—Какие возможности вы сможете предложить студентам, обучающимся по данной магистерской программе?

—Магистрант должен составить свою образовательную траекторию в течение первых 2-3 месяцев своего обучения – выбрать базовую лабораторию или группу и область своей специализации. Основной задачей магистрантов является освоение современных методов молекулярной и клеточной биологии, биофизики и биохимии. Все ребята имеют возможность участвовать в выполнении грантовых заявок, участвовать во всероссийских и международных конференциях, бесплатно стажироваться в ведущих отечественных и зарубежных вузах. Возможна индивидуальная образовательная траектория, в рамках которой магистр выбирает ту или иную тематику научной работы.

—Как проходит отбор в магистратуру?

—Все стандартно. Вступительные испытания проводятся в формате тестирования: иностранный язык и комплексный экзамен по выбранному направлению. Если абитуриент уже имеет международный сертификат об уровне владения иностранным языком А2 и выше, то он может предоставить его в приемную комиссию и не сдавать вступительное испытание по иностранному языку.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта