«Человек университетский» находится в поиске своих новых функций

Началась работа над проектом«Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности». Проектподдержангрантом Российского научного фонда (РНФ). «Человек университетский» находится в поиске своих новых функций и нового места в структуре университета. Он – в состоянии потери классической идентичности и «не приобретения» новой идентичности, релевантной современности», - говорит заведующийкафедройотечественной истории ТюмГУАлександр Сорокин. По мнению А. Сорокина, состояние кризиса идентичности рождает проблемные вопросы, связанные с неопределенностью образа современного университетского преподавателя и роли молодого преподавателя в этом противоречии. Размытыми становятся ценностные, этические, профессиональные основания формирования современного «человека университетского». Насколько эти основания сопряжены с ценностями классического университета и университета инновационно-предпринимательского типа, остается под вопросом. «Причем, в схожих условиях оказались многие государства, - сказал исследователь. - Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать, в конечном счете, именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем». Как пояснил эксперт, к серьезной трансформации должностных обязанностей вузовского преподавателя государств, возникших на постсоциалистическом пространстве, привели исторические изменения 1990-х годов. Изменению подверглось само содержание профессии (преимущественно в направлении добавления профессиональных компетенций, которыми должен обладать преподаватель, рассчитывающий на материальное и моральное удовлетворение от труда). Так, если прежде от большинства вузовских сотрудников требовалось первоклассное знание предмета и обладание навыками научных исследований, а управленческие навыки должны были обнаруживаться лишь у небольшой прослойки представителей вузовской администрации, то новые времена породили потребность в новом типе и администратора, и преподавателя, и ректора. Сегодня им необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и обладать не только научными и педагогическими, но и менеджерскими, юридическими, экономическими, психологическими компетенциями. Для решения поставленных задач проекта будет проведено комплексное исследование, сочетающее историческую динамику трансформационных процессов в университетах России и профессии университетского преподавателя, социологические, экономические исследования, а также практику управления человеческими ресурсами и развития человеческого капитала в университетах. Исследование охватит 7 университетов, входящих впрограмму "5-100". Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет