В преддверии 90-летия Полиграфа: страницы истории книгоиздания

Высшая школа печати и медиаиндустрии (ВШПиМ) — это не просто часть Московского Политеха, это отдельный мир с богатым прошлым, плавно переходящим в сегодняшнюю активность. В Музее истории полиграфии на Михалковской уже работает выставка под названием «ВХУТЕМАС/Полиграф. Основоположники», посвященная столетию знаменитого художественного училища и 90-летию нынешней ВШПиМ. Дело в том, что Высшая школа печати, или Полиграф, оказалась прямым наследником ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Когда ВХУТЕИН был закрыт, в 1930 году на базе профильных факультетов Ленинграда и Москвы сформировался Московский полиграфический институт (МПИ), который в 1993 стал Академией печати (МГАП), а в 2010 — Университетом печати (МГУП). Теперь это и есть Высшая школа печати в составе Московского Политеха. Оставляя в стороне структурные преобразования и смену аббревиатур, в этой недлинной обзорной статье хочется рассмотреть отдельную главу в истории Школы печати. Эта глава — книгоиздание. В институте, который готовил и готовит специалистов для издательств, не могло не появиться собственной книжной продукции. Конечно, небольшая типография МПИ и МГАП-МГУП за все 80 лет своего существования не могла конкурировать с крупными предприятиями. Но этого и не требовалось, потому что главной задачей оставалось содействие образовательному процессу — то есть, производство учебников. И с этим «полиграфовцы» справлялись замечательно. В первую очередь, учебные пособия Полиграфа отличались уникальным содержанием. Ограниченный бюджет мог повлиять на простоту оформления, но это обстоятельство никак не отразилось на качестве исследовательской работы. Те сотрудники, которые застали разные периоды истории нынешней Школы печати, поделились своим мнением о наиболее значимых книгах, вышедших в институтском издательстве. Например, специалисты кафедры издательского дела и книговедения рассказали о трех работах, не утративших актуальность. - Букинистическая торговля: учебник // под ред. А. А. Говорова и А. В. Дорошевич. – М.: Изд-во МПИ, 1990. Фото: ozon.ru Первый в России учебник, темой которого стала букинистическая торговля, ее краткая история и современное состояние. Был подготовлен специалистами кафедры истории книги и антикварно-букинистической торговли. С 2018 года работа по этим направлениям ведется в рамках кафедры издательского дела и книговедения. - Тараканова О. Л. Антикварная книга: учебник. - М.: МГАП «Мир книги», 1996. Это так же первое учебное пособие в России, посвященное именно антикварной книге. Из него можно узнать о том, откуда взялся термин «антикварная книга» и как менялось его значение, познакомиться с историческими типами и видами переплетов, сортами книжной бумаги, техниками изготовления иллюстраций и другими аспектами, которые влияют на ценообразование этого уникального товара. - Куприянова Т. Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития. – М.: МГУП, 2012. Автор книги — профессор кафедры Татьяна Куприянова — обратила свое внимание на то, как развивалось и как развивается книжное предпринимательство в России и за рубежом. Технологические инновации последних десятилетий сильно повлияли на издательскую и книготорговую сферу — и в этом труде наконец предпринята попытка анализа новейших тенденций. Отечественный книжный бизнес ориентируется на западные лекала конца XX века, и это позволяет с определенной долей уверенности прогнозировать его будущее. Значительным достижением стали книги о прошлом института. Директор Музея истории полиграфии, книгоиздания и Школы печати Светлана Морозова привела в пример два масштабных издания. - Мы из МПИ. 1930-2005 гг. В 2-х томах. – М.: МГУП, 2005. Фото: ozon.ru Как утверждает Светлана, эти два тома создавались в необыкновенных условиях. Директор музея поделилась подробностями рабочего процесса: «К нам попали такие материалы, что я решила — недостаточно рассказать об институте, напечатать байки из студенческой жизни. По нашему запросу выпускники 40-х-50-х стали писать о том, как они работали в издательствах, в типографиях крупнейших. О встречах с выдающимися людьми самых разных профессий. Получилась настоящая энциклопедия. И это мы добрались только до 57-го года. Первый том мы печатали в «Науке», нам помогли, и вышло практически бесплатно. Версткой занимались старики-выпускники — и делали это по старинке, вручную. Мы самостоятельно редактировали фотографии. Второй том хуже получился, там как раз фотографии испортили, это уже делали в одной региональной типографии. Но еще надо упомянуть, что редактором сборника был знаменитый Аркадий Мильчин, бывший главред издательства «Книга». Он тогда был болен и занимался текстами дома. Я привозила ему все материалы. Он прочитывал и составлял несколько листов комментариев к каждой статье. Это была прекрасная школа для меня. Он писал — поговорите с автором, — и мне приходилось с каждым автором говорить, — не сочтет ли он лучше вот такой вариант фразы? Или: здесь ошибка, пусть проверит. Или сразу исправлял, но не в тексте, а в комментарии указывал: здесь точнее будет так-то». «У нас получилась история не института, а того времени, того общества», — добавила Светлана. Кроме того, музеем был издан каталог его уникальной букинистической коллекции: - Книги в собрании музея ХVIII-ХХ веков (каталог) / Под общей редакцией Т. Г. Куприяновой и С. В. Морозовой. – М.: МГУП, 2008. Рассказывает опять же Светлана Морозова: «Я пригласила своего однофамильца Бориса Николаевича Морозова, это ведущий научный сотрудник Института славяноведения Академии наук. Он два года у нас работал и изучил все рукописные книги. Преподаватели, в том числе Татьяна Куприянова, помогали нам редактированием. К работе подключились и студенты. Это обязательная музейная работа, но мы выполнили ее на высоком уровне. Ведь мы все-таки привлекли к делу библиографов. У нас, конечно, осталось много материала для новых каталогов, и еще накопилось. Нужно работать дальше». Оживление в университетском книгоиздании возникло также благодаря профессору кафедры русского языка и истории литературы Георгию Векшину. В 2006 году была напечатана его докторская диссертация «Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования». Книга оказалась редким исследованием в своей области, и на нее обратили внимание российские и зарубежные ученые. - Векшин Г. В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования. – М.: МГУП, 2006. Это породило новые дискуссии вокруг проблем инструментовки стиха и прозы, что, в свою очередь, стало поводом к созыву двух конференций, посвященных русскому формализму. Звуковая организация текста была одним из главных интересов формальной школы, поэтому обращение к ее наследию стало закономерным шагом. «Русская теория», как по всему миру лингвисты называют формальную школу, — это настоящий «бренд», и две конференции удалось превратить в масштабное событие. В 2010 и 2013 годах с докладами приезжали крупнейшие ученые: шведский литературовед Бенгт Янгфельдт, Инна Генс-Катанян, Анатолий Валюженич. Из предисловия Георгия Векшина: «Всего в 1-й Бриковский сборник вошли 79 статей ученых из 10 стран, посвященных проблемам теории стиха, в первую очередь его звуковой и ритмико-синтаксической организации, прагматике текста, истории русского конструктивизма, прозе, критике, живописи, архитектуре, кино 20-х годов, жизни и творчеству О. М. Брика. Последний раздел сборника составляют публикации, воспоминания и архивные, в том числе впервые публикуемые, фотоматериалы». Составление, редактирование, фирменный стиль, текстологическая подготовка неизданных раннее работ формалистов, предпечатная подготовка, верстка текстов и фотоблока с архивными материалами, сбор этих материалов — все было полностью сделано студентами и аспирантами, среди которых редакторы, художники и технологи. Проведение этих конференций и публикация сборников стали звездным часом Полиграфа. - Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1: Материалы международной научной конференции «I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика» (Московский государственный университет печати, Москва, 10—12 февраля 2010 года) / отв. ред. Г. В. Векшин. – М.: МГУП, 2010. - Методология и практика русского формализма: Бриковский сборник. Выпуск 2: Материалы международной научной конференции «II Бриковские чтения: Методология и практика русского формализма», (Московский государственный университет печати, Москва, 20—23 марта 2013 года) / отв. ред. Г. В. Векшин. – М.: Азбуковник, 2014. Профессор Векшин также стал одним из организаторов творческой студии «Полиграфомания», в рамках которой происходят поэтические и музыкальные выступления, презентации художественных работ, регулярно обсуждается взаимодействие изобразительного искусства и литературы. Студия состоит далеко не из одних студентов и преподавателей. Среди ее активных участников есть выпускники университета, которые в том числе проводят мастер-классы для учащихся. Для многих такие собрания — возможность пообщаться со старшими коллегами, которые смогли построить карьеру как свободные художники или в крупных издательствах и других компаниях. «Полиграфомания» напечатала два альманаха в университетской типографии. В эти книги вошли изобразительные работы, стихи и проза. Вниманию читателя предлагаются не иллюстрации к текстам, а свободный ассоциативный диалог графики и литературного творчества. Третий сборник был выпущен уже издательством «Рипол классик», что подтвердило высокий профессиональный уровень авторов и стало свидетельством успеха организаторов студии. - Полиграфомания: стихи и проза студентов Московского государственного университета печати. Альманах: вып. 2 / отв. ред. Г. В. Векшин. – М.: МГУП, 2008. - Полиграфомания: стихи и проза студентов Московского Политеха. Альманах: вып. 3 / отв. ред. Г. В. Векшин; сост. А. Ю. Бугайчук, С. А. Гейченко. – М.: РИПОЛ классик, 2017. Хочется пожелать, чтобы у издательства Школы печати было достаточно ресурсов для дальнейшей реализации студенческого потенциала — и мы можем увидеть новые достижения в области книжного дизайна, а также уникальные по содержанию публикации. Фото в заголовке: Михаил Озерский, РИА Новости
Партнёр: Московский политехнический университет