Каким быть городу будущего
Каким быть городу будущего
Каким будет Санкт-Петербург через 30 – 40 лет? Как решить градостроительные проблемы, которые существуют уже сегодня? Эффективно ли применять одни лишь запретительные меры, или стоит обратиться к поиску других путей решения? Поразмышлять об этом призвал заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры», лауреат премии Правительства РФ в области культуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Михаил Олегович Кондиайн, выступивший 12 марта 2019 г. с лекцией в СПбГАСУ.
Выступление гостя университета перед будущими коллегами
«Наша профессия — по сути дела сотворчество. Мы творим искусственную среду обитания, создаем новый образ жизни, формируем его таким, каким он должен быть, чтобы человеку было хорошо. Это задача совсем другого уровня, чем просто нарисовать красивый фасад. Никто не отказывается, что фасады и дома должны быть красивы. Но гораздо важнее сделать так, чтобы образ жизни был соответствующий», — полагает известный архитектор.
Как и тысячи других городов, Санкт-Петербург развивался моноцентрически. Поэтому сейчас существует колоссальная диспропорция: в центре проживает 15 процентов населения, но, вместе с тем, там сконцентрировано 40 процентов рабочих мест. Миллионы жителей спальных районов и городов-спутников каждое утро едут на работу в центр, а вечером возвращаются обратно. Ухудшается экология, затрачиваются огромные ресурсы. Петербуржцы теряют годы жизни в пробках. При этом в дальнейшем планируется возводить около 3,5 миллиона кв. м. жилья в год — это больше 30 миллионов кв. м. за десять лет. Город будет расти, занимать новые территории, и, возможно, повторит судьбу Гонконга, Шанхая и Токио. Жители таких агломераций живут в тесноте, тратят на дорогу до работы и обратно по четыре часа в день. Им некогда отдыхать и общаться с семьей. В безветренную погоду из-за смога им приходится носить маску. Да, такие города интересны для туристов, но жить там — совсем другая история.
Большую проблему представляет собой автомобильный транспорт. В Санкт-Петербурге на 1000 жителей приходится около 300 частных автомобилей. В ближайшие 15 лет ожидается увеличение этого числа до 450 автомобилей. Нравится это или нет, автомобиль еще долго будет оставаться символом свободы перемещения.
Что же делать, каким образом решить многочисленные проблемы? М. О. Кондиайн уверен — надо использовать полицентрическую модель развития.
«Полицентризм — это то, на чем построена вся наша вселенная, от атома до солнечной системы. Это естественный подход», — утверждает архитектор, предлагающий целый ряд направленных на улучшение качества жизни шагов: переформировать структуру рабочих мест по всей агломерации, внести изменения в транспортный, функциональный, зеленый каркас города. При такой модели люди смогут работать в том же районе, где и живут, а для исторического центра останутся функции более эпизодического характера.
Темой следующей встречи М. О. Кондиайна со студентами СПбГАСУ будет проектирование жилых районов и кварталов.
{gallery name="Михаил Кондиайн"}
Партнёр:
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет