Центр онлайн-обучения БФУ им. И. Канта: итоги года в отзывах преподавателей

Региональный центр компетенций в области онлайн-обучения подводит итоги работы: в 2018 году подготовлено 47 уникальных авторских онлайн-курсов

 Владас Повилайтис, доктор философских наук, доцент, директор РЦКОО:

«В этом году БФУ им. И. Канта сам себе сделал целый ряд замечательных подарков, а точнее, сделали их сотрудники нашего университета и других образовательных организаций области в рамках работы с Региональным центром компетенций в области онлайн-обучения. За этот год мы вместе подготовили 47 курсов, но интересны здесь даже не сами курсы - в первую очередь  мы хотели бы поблагодарить тех, кто с нами работал, кто помог нам добиться таких замечательных результатов, кто сделал наш проект успешным».



  Мы спросили у преподавателей, с какой целью они решили разработать курсы, как оценивают процесс и результат, как используют курсы в своей деятельности и планируют ли продолжать совместную работу с центром.

Светлана Лонская, доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института БФУ им. И. Канта, лектор и автор курсов:


«Создание онлайн-курсов — одна из современных тенденций в образовании, кроме того, это огромный растущий и конкурентный рынок, где все еще появляются новые участники, стремящиеся занять в нем лучшие позиции. Поэтому, чтобы не отставать, надо стараться идти не просто в ногу со временем, но и быть на шаг впереди. Совершенно правильно, что БФУ им. И. Канта включился в этот процесс, а центр вовлекает в него преподавателей. Мы пока не знаем, как будет развиваться этот рынок (нет ничего вечного, и опыт рынка программ MBA, например, это доказывает), но в любом случае надо двигаться, постоянно узнавать и делать что-то новое. 
Аудиторная работа все еще занимает достаточно времени в учебном плане, однако в последнее время численность магистерских групп, количество аспирантов не настолько велики, чтобы затраты времени в аудитории были эффективными. Кроме того, студенты (особенно магистранты и аспиранты) активны и мобильны, многие находятся на стажировках, работают, а потому нуждаются в более гибком графике обучения. Онлайн-курсы могут в этом помочь. Поэтому мои онлайн-курсы рассчитаны в первую очередь на магистрантов и аспирантов. 
Что касается организации производства онлайн-курсов у нас в центре, здесь, на мой взгляд, сделано максимальное из возможного. С точки зрения же самой формы работы — это совершенно новый опыт для преподавателя, начинавшего, как я, свою педагогическую карьеру более 20 лет назад. Но это совершенно объяснимо: непосредственный контакт с живой аудиторией кардинально отличается от студийной записи «вслепую»; разные форматы, несравнимые. Не хватает живой реакции слушателей, диалога, наконец, совершенно нельзя ходить по аудитории, а приходится стоять на одной точке, чтобы не вылететь из кадра... 
Курсы пока в разработке, и, учитывая, что это первые опыты, будет апробация и исправление ошибок на основе отзывов. Безусловно, курсы будут пересматриваться, совершенствоваться. Кроме того, в юридической сфере постоянно меняется законодательство, наука не стоит на месте, поэтому записать курс навечно не получится. Кстати, одна из потерь онлайна — в том, что в аудитории один и тот же материал ты осваиваешь со студентами множество раз, и каждый раз — по-новому, в онлайне же видео — уже не уникальный продукт, а «тираж», который можно прокручивать несколько раз, и будет все одно и то же... Не скучно ли? 
Последние 3-4 года я провожу анкетирование среди студентов после окончания учебного курса. Среди вопросов, связанных с непосредственно с предметом, обязательно задаю такой: «Как вы относитесь к тому, что часть обучения уйдет из аудитории и будет проходить в режиме онлайн-обучения?» Пока однозначного ответа нет, и студенты делятся на три примерно равных группы: одни относятся к этому положительно, другие — за непосредственное общение, третьим — все равно. Но надо еще учесть, что отвечают первокурсники, вчерашние школьники, только осматривающиеся в университете. Возможно, первокурсников переводить на онлайн-обучение не совсем хорошая идея. Тогда университет превратится в онлайн-университет, вот и все. Кроме того, надо понимать, что есть профессии и сферы деятельности (а юридическая — из таких), которые всегда были и будут связаны с человеческими коммуникациями. И их никакой онлайн не заменит. Но это уже вечные вопросы дидактики».
Лонская.png


Екатерина Левада, PhD, postdoc, научный сотрудник лаборатории новых магнитных материалов БФУ им. И. Канта, куратор курсов магистерской программы «Функциональные наноматериалы и современные технологии»:


«Нашей задачей было разработать и снять полноценные курсы по узкоспециализированным вопросам. С их помощью мы планируем расширить образовательные возможности студентов-магистрантов. 
Я благодарю всех наших коллег, которые принимали участие в процессе подготовки курсов за сотрудничество и профессиональную работу. Лекторы, которые участвовали в онлайн-курсах, известные в своих областях специалисты со всего мира, в том числе из Германии, Австралии и Литвы. 
Мне кажется, что процесс съемок и последующая обработка материала и добавление на портал онлайн-курсов проходили на высоком профессиональном уровне. Курсы у нас получились насыщенными и интересными. Я уверена, что подобная подача учебного материала станет отличной помощью для студентов и незаменимой частью нашей магистерской программы. 
В новом семестре мы планируем снимать новые курсы. Они будут освещать другие тематики и для их съемки мы приглашаем новых лекторов из ведущих университетов Европы и России».
Левада.png

Ольга Ковбасюк, руководитель магистерской программы KrausLab Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта, автор курса «How to Do Business With Russians»:

«К нам приезжает учиться много иностранных студентов, и мой новый онлайн-курс призван помочь понять нашу культуру, чтобы быстрее адаптироваться и успешно учиться и выстраивать взаимоотношения и делать бизнес. В этом и была цель — создать курс в помощь иностранным студентам. 
Процесс съемок — это удивительно полезный опыт и в том, как держаться перед камерой, и как выбирать лучшие кадры, и в том, как вообще выстраивать онлайн-курс. Для меня это первый опыт, и он был очень интересным и познавательным. 
Было и страшно, и волнительно, и у меня даже казус случился в первую съемку, когда я не удержалась на «подиуме», сделала шаг назад и… свалилась, едва не разрушив лабораторию. Коллектив лаборатории проявил чудеса эмпатии, и помог мне справиться с чувством вины, беспомощности и стресса. Они вообще все замечательные — сотрудники центра онлайн-обучения — и Юля, и Игорь, и Владас, и Герман, и Полина — создающие особую атмосферу поддержки и безопасности, очень искренние и очень профессиональные. 
Результат оценивать пока рано, только что запустили, еще нет слушателей, которые бы оставили свои отзывы, но в целом результатом довольна, хотя, конечно, можно было лучше. Буду использовать его в магистратуре и буду рекомендовать к использованию для иностранных студентов БФУ им. И. Канта, обучающихся на «включенном». Буду готовить следующий курс с учетом ошибок. Но научиться можно только в практике. Learning by Doing».
Ковбасюк.png


Полина Лигатюк, кандидат педагогических наук, заведующая отделением по повышению квалификации уровня СПО Медицинского института БФУ им. И. Канта, куратор онлайн-курсов повышения квалификации:

«У нас 35 специальностей, каждая из которых содержит большое количество циклов. Все они узконаправленные, поэтому мы будем и дальше разрабатывать онлайн-курсы, — не всех отпускают с работы на учебу, нам удобно часть лекционного курса записать, а практические занятия по-прежнему проводить самим. 
На первых шести курсах было сложно: было тяжело и нам, и слушателям, потому что наш контингент — специалист со средним образованием в возрасте 50-55 лет, то есть владение компьютерными технологиями не такое, как бы нам хотелось, да и у нас есть свои пробелы. Но за это время мы и с ребятами из центра онлайн-обучения пришли к общему пониманию проблемы, и слушатели тоже потихоньку стали втягиваться. Я считаю, что наши курсы сделаны более качественно и интересно, чем те, что предлагают остальные. 
Пока отзывы только положительные. У нас учатся люди из разных районов Калининградской области, поэтому важно, что они могут смотреть лекции на компьютере, планшете или телефоне. Хорошо, что можно по нескольку раз послушать и по нескольку раз тесты прорешать, если что-то не получается. А потом мы это все на практических занятиях разбираем. После подачи теоретического материала мы обязательно ищем обратную связь.
Все зависит от спроса — если у нас будут заявки на 100 курсов, то мы 100 курсов и будем запускать. С 2019 года мы переходим на систему непрерывного среднего медицинского образования, поэтому будут короткие курсы — если сейчас мы загружаем большие курсы на месяц или на три месяца, то в следующем году, возможно, будем делать недельные или трехдневные. Я надеюсь, что курсов будет много».
Лигатюк.png
 Дмитрий Полянский, кандидат философских наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, лектор, автор курсов «Философия», «Обществознание»:

«Съемки — это всегда стресс. Ощущение, что ты читаешь открытую лекцию, ведь ты знаешь, что потом в сети это будут смотреть в том числе твои коллеги. Это заставляет готовиться серьезнее, чем обычно, но есть опасность переволноваться. В целом курсы, как мне кажется, получились. Люди смотрят, отзывы я встречаю в основном положительные. Понятно, что есть тяга к совершенству, а до него далеко и всегда хочется что-то доделать и переделать, но если поумерить свой собственный перфекционизм, есть основания испытывать удовольствие или даже гордость от сделанного. 
Все курсы в той или иной степени использую, но особенно для меня важны в работе по философии и обществознанию. В философии просто нереально все темы изучить в аудиторном учебном процессе, а по обществознанию важны сжатые краткие инструкции и практическая проработка тем, это удобно частично перенести в онлайн.
С точки зрения формата для курса по философии диалог был очень важен как пример дискуссии по неоднозначным проблемам. Там форма может быть даже важнее содержания. Но в диалогах утрачивается краткость, не все готовы смотреть длинные видео (длинные по нынешним меркам — это длиннее 10 минут). В курсе «Обществознание» мне некогда рассуждать, там я очень быстро выдаю компактно упакованную информацию для освоения, и здесь монолог гораздо уместнее. Так что эффективность следует оценивать, исходя из целей курса. Чем прагматичнее цели, тем уместнее лаконичный монолог. Неторопливый диалог в наши времена — это роскошь. Но роскошь тоже нужна, разумеется, просто следует помнить, что не все ее смогут потянуть».
Полянский (1).png
 
Юлия Рыльская, преподаватель высшей квалификационной категории, Технологический колледж (г. Советск), автор курса «Основы теории информации»:

«Свой онлайн-курс «Основы теории информации» я решила сделать на платформе Stepik после посещения нашего колледжа сотрудниками Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения БФУ им. И. Канта. 
Изначально мне был интересен сам процесс создания курса: оформление тем по предмету и выдумка интересных заданий для моих студентов. Я не могла оторваться от этой работы! В результате проделанной работы я увидела цель: заинтересовать студентов изучением моего предмета, а также помочь отстающим и пропускающим занятия студентам в изучении материала и осуществления промежуточного контроля дистанционно. 
Микрофон, камера, мотор… Запись роликов оказалась не такой простой, для записи ролика в три минуты уходило более часа. Можно было просмотреть снятый ролик, увидеть свои недочеты и переснять заново. 
Это был первый опыт работы с камерой, поэтому было очень волнительно. Просматривая уже через полгода записанные ролики, замечаю для себя некоторые недочеты, которые в следующих съемках буду исправлять.
В результате получился полноценный курс, студенты колледжа всегда после изучения темы просят пройти онлайн-задания. За выполненные задания на онлайн-курсе студенты получают оценку в зависимости от количества заработанных баллов по теме. 
На данный момент мой предмет в объеме 64 часа завершился. Все студенты его освоили и прошли итоговое тестирование. В следующем учебном году планирую дополнить курс практическими работами. 
Помимо данного курса я разрабатываю новый по предметному модулю «Организация сетевого администрирования». Материал, предложенный в учебнике, сложно воспринимается моими студентами, поэтому в своем онлайн-курсе я пытаюсь донести информацию в понятном для них виде, придумываю им интересные задания. И они сами просят изучить тему со Stepikа, а не из учебника. 
Планирую развиваться в этом направлении, ведь кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра!»
Рыльская.png
 Варвара Попова, кандидат философских наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, лектор курсов «Риторика» и «Логика»:

«Мой курс риторики «вызрел» из традиционного университетского курса риторики для философов. И при записи видеолекций мы с коллегой Евгенией Вячеславовной Журавлевой ориентировались в большей степени на студентов-философов, для которых важно общекультурное значение классической античной интеллектуальной традиции, сказавшейся на всем последующем развитии философии, науки, искусства. К тому же классические риторики — это та база, которая понятна многим и без которой невозможно говорить о совершенствовании в современной практической риторике. Это часть культуры образованного человека. Все эти принципы мы попытались учесть в нашем курсе. Диалоговая форма подачи материала уже практиковалась ранее при записи видеолекций. 
Я выбрала такой подход, при котором с одной стороны можно сохранить академический характер лекции, где есть ведущий и линия повествования, а с другой — придать живости подаче материала. 
Адаптированный для Stepik, мой курс приобрел популярность и оказался интересен гораздо более широкому кругу слушателей, нежели студенты-философы. В отзывах читается потребность обучающихся в более практически ориентированном интерактивном курсе популярной риторики с современными примерами. 
Вот такой курс хотелось бы создать в будущем году, включив в него наработки современной теории аргументации, формальной и неформальной логики. И снабдить его новыми современными и историческими видео-аудио материалами. Хотелось бы научить студентов видеть, понимать и учитывать подтвержденные жизнью и историей опыты звучащего слова. Воспитать в них умение отличать зерна от плевел в области убеждающего слова. 
Опыт съемок был для меня непривычен. Присутствие камеры оставляет отпечаток на манере поведения. Некую скованность, боязнь потерять нить повествования. И эту скованность иногда трудно совместить с непринужденностью диалога. Но это дело наживное. 
Курсы «Риторика» и «Логика» оказались очень полезны для нас, преподавателей, и, хочется думать, для студентов. Ведь прохождение курсов закрепляло полученные аудиторно знания и навыки и давало шанс студентам нагнать упущенное в течение семестра (был полезен опыт зачета сертификатов в рамках университетских модулей). Это снимало многие организационные вопросы. Студенты получали возможность без стресса, в спокойных условиях, ускоренно приобщиться к предмету. 
Хочу выразить благодарность команде центра за внимательное отношение, за формирование привлекательного современного «лица» курса (и «Риторики», и «Логики»), за поддержание функционирования и жизнеспособности. Думаю, все положительные отзывы учащихся должны быть адресованы именно команде центра».
Попова.png
 Дмитрий Манкевич, старший преподаватель Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, лектор и куратор курса «История»:

«Инициатива создания курса по истории исходила от руководителя Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения Владаса Повилайтиса. Вместе с тем, элементы дистанционного обучения с использованием соответствующих технологий и подходов не первый год реально применяются в БФУ им.И.Канта, в том числе историками, так что понимание преимуществ (как и ограничений) онлайн-обучения уже существовало. В создании курса принимала участие команда из восьми преподавателей и аспирантов с различной научно-исследовательской специализацией. 
С самого начала курс был ориентирован на студентов неисторических направлений бакалавриата (1-2 курсы). Нашей целью было создание курса, который способен помочь студенту освоить дисциплину «история» на базовом уровне, познакомить его с современным состоянием исторического знания, и в то же время может служить основой для более обстоятельного последующего знакомства с проблематикой курса в целом или его отдельными темами. С другой стороны, при создании курса мы рассчитывали на то, что он будет использоваться в рамках системы смешанного обучения. Важным преимуществом онлайн-курса является возможность по-разному интегрировать его в учебный процесс: закрыть отдельные разделы, темы, высвободить аудиторные занятия для организации практической работы, проведения дискуссий, мастер-классов, интенсифицировать самостоятельную работу студентов (на которую по учебным планам отводится немало часов). 
Процесс съемок был организован очень профессионально: сотрудники центра оказывали постоянную консультативную и техническую помощь, находились в постоянном контакте с авторами курса при подготовке и размещении материалов. Большая часть команды авторов ранее не принимала участия в съемках обучающих видеороликов. В процессе адаптации к новому формату работы пришлось решить немало актуальных проблем (сокращение и уплотнение материала, повышение темпа выступления, отбор примеров, иллюстраций и так далее). Опыт съемок был интересен именно преодолением этих трудностей и погружением в новые формы преподавательской деятельности.  
Работа над курсом велась в очень сжатые сроки (четыре месяца на подготовку материалов, съемки, размещение на платформе). Тем не менее, он был создан и прошел апробацию в осеннем семестре 2018-2019 учебного года. В целом курс получился: удалось охватить и представить запланированные темы, записать почти две сотни видеороликов, создать необходимую базу тестов для текущего контроля и заданий для итоговой аттестации. 
Курс получил положительную оценку со стороны студентов. Курс «История», безусловно, будет дорабатываться в первом полугодии 2019 года. Планируется расширить его содержание, добавить один тематический модуль, справочные разделы, дополнить списки источников и литературы за счет размещенных в сети открытых информационных ресурсов, заменить отдельные задания, возможно — отдельные видеоролики. В отдаленных планах — подготовка онлайн-курса по истории медицины и курса по истории России для подготовки к ЕГЭ. 
В заключении считаю своим долгом высказать искреннюю благодарность коллективу Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения за помощь в создании курса».
Манкевич.png
 
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта