Александр Агеев: «Ваш университет — сильный»

12 декабря 2018 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошла встреча руководства и научно-педагогического состава университета с генеральным директором Института экономических стратегий РАН, доктором экономических наук, профессором Александром Агеевым.

В ходе встречи Александр Иванович рассказал слушателям о ключевых технологиях, необходимых для цифровой трансформации, элементах цифровой экономики, которые могут получить развитие в ближайшие годы, проблемах интеграции цифровой экономики в различные сферы деятельности, в частности — в образование.

— Одна из главных проблем, связанных с развитием искусственного интеллекта — деградация интеллекта естественного, и мы совершенно не готовы с ней справляться. Это проявляется в клиповом мышлении, аутсорсинге памяти, стирании грани между виртуальным и реальным мирами, заимствовании шаблонов и ценностей из игровой реальности.

Также мы видим, что молодое поколение и поколение «40+» определяют понятие «цифровая экономика» по-разному. Для первых это в первую очередь означает лидерство и инновации, для вторых — автоматизацию и производство.

Что касается образования — оно со временем будет переведено в цифровую сферу, и вероятнее всего, мы переживём смену типа грамотности. Мы мыслим на основе неких логических алгоритмов, даже если не изучали формальную логику, понимаем различия причины и следствия, формы и явления, идеи и материи. До изобретения книгопечатания люди находились в другом типе грамотности, основанном на устной передаче информации. И сейчас мы переживаем новый переход — появляются новые способы взаимодействия руки и текста, другая графика.

У этой новой грамотности есть особенности: с одной стороны, люди учатся очень быстро, с самых ранних лет, поэтому дети лучше разбираются в гаджетах, чем взрослые. С другой — за счёт того, что отдельные фрагменты информации воспринимаются как знания, могут проваливаться логические цепочки. Уровень массовой научной осведомлённости должен быть существенно выше. Эту задачу в СССР частично решала передача «Очевидное – Невероятное», и именно эту проблему должно решать высшее образование сейчас.

Школы и вузы будущего будут учить человека: во-первых — восприятию информации, во-вторых — коммуникации, чтобы он мог передать эту информацию другим, и в-третьих — критическому функционалу — способности создавать новые знания. Разумеется, развитие цифровизации поможет образованию, будет увеличиваться доля дистанционного образования, однако будет расти и ценность живого взаимодействия с преподавателем, ведь критическое мышление невозможно привить в цифровой среде.

И, несмотря на все трудности, в том числе системные, каждый отдельно взятый ответственный университет должен работать сверх своих сил. Препятствия даются сильным. Ваш университет — сильный.

Александр Ткачёв, Мария Самойлова


Партнёр: Российский новый университет