"Полиграфомания" спорит о современной драматургии

5 декабря в Молодежной библиотеке им. Светлова прошёл творческий вечер двух выпускниц Школы печати Московского Политеха — Наталии Лизоркиной и Элины Петровой. Обе девушки к настоящему моменту — успешные драматурги. В 2018 году сразу две постановки по пьесам Элины Петровой номинированы на премию «Золотая маска» — это спектакль «Черный монах» (в соавторстве с Настасьей Федоровой, реж. Вера Попова) в номинации «Драма / Спектакль малой формы», а также спектакль «Разговоры» (по Леониду Липавскому, реж. Борис Павлович) в номинации «Эксперимент». Среди достижений Наталии — пьеса «Мама, я улетаю в космос», которая попала в шорт-лист фестиваля «Любимовка-2018». Также она неоднократный лауреат Открытых турниров поэтов Полиграфа. Наталии удается совмещать работу над авторскими произведениями с написанием сценариев для студии Disney — в 2019 планируется выход фильма «Счастье это». Аудитория вечера состояла в основном из литераторов — как начинающих, так и зрелых. Встреча привлекла в том числе известного кино- и телережиссера Андрея Селиванова, который активно участвовал в дискуссии. Живой интерес вызвал рассказ девушек о современной драматургии, о направлении «Новой драмы». С тех пор, как в российском культурном пространстве появились фильмы по сценариям Ивана Вырыпаева, Юрия Клавдиева, а также возникли театры «Практика» и «Театр.DOC», не прекращаются попытки зрителей и специалистов разобраться в подобной эстетике. Элина и Наталия, однако, предостерегли от обобщений — по их словам, творчество каждого автора своеобразно. Современных драматургов, по их мнению, прежде всего объединяет внимание к повседневности без прикрас и даже без подтекста. Популярным стал формат вербатима — переноса на сцену чьей-либо речи без редакторского вмешательства. Можно соединять разные фрагменты речи, но не корректировать их. У спектаклей новой драмы также, как правило, активная социальная функция — в постановках участвуют люди с особенностями развития, с нарушением зрения, с синдромом аутизма и др. Этот вид театра называется «инклюзивным», то есть подразумевает включение непрофессионалов, в том числе с особенностями развития, в процесс создания спектакля. Элина Петрова поясняет, что реализация таких проектов помогает автору увидеть богатство внутреннего мира тех людей, которые устроены по-другому, и поучиться у них. Рассказывая о спектакле «Не зря», где актеры — незрячие, Элина вспомнила, как ее поразила способность невидящего человека влюбиться в другого, полностью игнорируя внешность, от которой видящие обычно зависимы. Элина и Наталия признают, что произведения «новодраматургов» не всегда представляют собой нечто радикально новое, но на очередном витке развития углубляют открытия театральных реформаторов прошлого — Чехова, Ибсена, Вампилова. Рассказывая о своих вкусах в драматургии, девушки разошлись во мнениях — если Наталия переживает за будущее сюжета в пьесе, то Элина готова легко отказываться от четкой конструкции текста. При этом Наталия избегает однозначности посыла: сюжет ее произведения «Мама, я улетаю в космос» предполагает, что разные зрители поймут происходящее на сцене по-разному. Встреча с Элиной и Наталией прошла в рамках цикла «Полиграфомания в Светловке», организованного при участии Московского Политеха. Молодые драматурги, получившие в нашем университете специальность журналиста, были рады не только поведать свои истории успеха, но и помочь сегодняшним студентам увидеть широкие творческие перспективы. Будем надеяться, что следующие встречи подарят нам столь же любезных и открытых к диалогу гостей. Фотографии Kate Galkina из сообщества «Полиграфомания» на facebook.com.
Партнёр: Московский политехнический университет