Философия образования: воспитание и информатизация

21–23 ноября в НГПУ прошла Всероссийская конференция с международным участием «Философия образования и педагогика: современные проблемы аксиологии и воспитания» как продолжение традиции, заложенной в 2001 году профессором Ниной Васильевной Наливайко.

Организатором конференции является коллектив научных работников НИИ философии образования, научного центра Российской академии образования при НГПУ. В мероприятии приняли участие около 80 докладчиков из Новосибирска, Красноярска, Кургана, Барнаула, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Магнитогорска, Горно-Алтайска, а также Монголии и Казахстана. 

– Структура докладов разноплановая. За выступлениями теоретиков следуют выступления практиков, далее идут социологические исследования по современным методикам преподавания. Очень порадовал состав выступающих, их высокая квалификация и подготовка, — рассказывает доктор философских наук, профессор Алтайского государственного медицинского университета Елена Владимировна Ушакова. — Уже более 10 лет мы приезжаем на конференцию, и каждый раз получаем новые знания и опыт.

На конференции были затронуты актуальные проблемы современной философии образования и педагогики в контексте аксиологических и воспитательных трансформаций в условиях информатизации и цифровизации общества. 

– Сегодня очень актуальна проблема синтеза философии и педагогики, осмысления педагогики с философской точки зрения, – комментирует профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби Калимаш Капсамаровна Бегалинова.

– В этом году преобладает практическая направленность, порадовали выступления молодых и активных директоров школ, – комментирует преподаватель факультета гуманитарного образования НГТУ Софья Юрьевна Полянкина. 

Практико-ориентированные проблемы воспитания и образования в цифровом пространстве обсудила директор новосибирского лицея № 9 Екатерина Игоревна Калинина, а директор школы № 165 Максим Евгеньевич Давыдов рассказал о возможностях применения искусственного интеллекта в образовании. Директор лицея № 130 Сергей Владимирович Сопочкин выдвинул проект школы-лаборатории, как перспективной модели современного школьного образования. 

Аксиологический аспект проблем воспитания обсуждали Калимаш Капсамаровна Бегалинова, Нина Алексеевна Корниенко, Татьяна Сергеевна Косенко, Елена Владимировна Ушакова, Ирина Владимировна Яковлева. Проблемы здоровьесбережения вузовского и школьного образования обсудили: Антон Юрьевич Приходько, Наталья Юрьевна Фёдорова, Олеся Сергеевна Белявцева. 

– В рамках конференции мы обсудили новые онтологические реалии, которые породили новые понятия, раскрывающие сущность образовательных и воспитательных процессов с позиции философии образования. Такие, как цифровое образование, аксиологические противоречия образования и социокультурных реалий, цивилизационные образовательные стратегии, преодоление феномена потребительства, воспитание культуры потребности, – отметила профессор НГАУ Нина Алексеевна Корниенко.

Языковое образование как важнейший фактор межкультурной коммуникации обсуждался Борисом Владимировичем Сапрыгиным, Анастасией Сергеевной Комковой, Любовью Петровной Загорулько, Еленой Александровной Крутько и Натальей Николаевной Власюк.

По итогам конференции организаторы – заместитель директора НИИ философии образования, доцент  Татьяна Сергеевна Косенко и научный сотрудник НИИ философии образования, доцент Ирина Владимировна Яковлева – пришли к следующему выводу: необходимо философское обоснование приоритетных аксиологически-ориентированных концепций в сфере образования, продиктованных современным уровнем развития российского общества, значительно опережающим традиционную государственно-образовательную идеологию. Необходимо создание цифрового образовательного пространства и экспериментальных лабораторий  для апробации использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. В целях совершенствования качественной подготовки будущих специалистов нужно организовать полный доступ обучающихся к ресурсам, программам, учебникам, лекциям, семинарам, лучшим образовательным учреждениям страны через интернет.

Никита Саруханян


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет