Обучение онлайн: как в ТюмГУ развивается новый образовательный формат

Насегодняшний день цифровое образование является одним из самых быстро растущих сегментов на российском рынке образовательных услуг. Причем обучение через интернет не только инновационнои поэтому популярно, оно действительно удобно и доступно. Занимаясь онлайн, у студента нет строгой привязки ко времени и месту обучения. Материалы курсов доступны для изучения в любое время. Внедрять онлайн-образование в Тюменском госуниверситете стали два с половиной года назад. За это время в вузе была спроектирована и построена студия записи массовых открытых онлайн-курсов (МООК), приобретено современное оборудование, сформирован и обучен коллектив отдела технологий открытого образования, а также разработана локальная нормативная база, позволяющая интегрировать онлайн-курсы в учебный процесс. Совместно с ведущими педагогами вуза уже создан 21 МООК по таким дисциплинам, как «Экологическая паразитология», «Историческая география», «Правоведение», «Психология и педагогика», «Философия», «Расходометрия в нефтяной и газовой промышленности», «Русский язык и культура речи», «Экология» и др. Все они размещены на ведущих российских платформах: Лекториум, Национальная платформа открытого образования, Эдуардо, а также агрегированы на портале «Современная цифровая образовательная среда». Кроме того, разработаны 3 МООКа для Государственного аграрного университета Северного Зауралья. В полном объеме онлайн-образование сегодня не заменяет традиционного, но дополняет его, повышая тем самым качество. Ректор ТюмГУ Валерий Фальков уверен, что, инвестируя сегодня в онлайн-образование, университеты в первую очередь инвестируют в собственную репутацию, так как для вузов это хорошая возможность донести до широкой аудитории информацию о своих сильных исследовательских командах и преподавателях.«В случае если у вуза нет сильного преподавателя по какому-либо курсу,он имеет возможность использовать онлайн-курсы профессоров из других ведущих университетов, а работу со студентами в группах после лекции организовать самостоятельно», – пояснил он. В учебный процесс Тюменского госуниверситета МООКи включаются по двум основным алгоритмам. Первый предполагает добровольное прохождение студентом дисциплины в онлайн-формате с возможностью дальнейшего перезачета результатов. «Белый список» МООК в ТюмГУ включает на сегодня 55 онлайн-курсов преподавателей как нашего вуза, так и других ведущих университетов. Второй механизм предусматривает обязательное изучениев формате МООК некоторых общеобразовательных дисциплин (философия, правоведение, КСЕ и др.). «Обязательные онлайн-курсы, интегрированные в образовательные программы высшего образования, прошли более 4 тысяч студентов университета, что позволило заместить 19,5 тыс. часов аудиторной нагрузки. С запуском новых онлайн-курсов в осеннем семестре текущего года объем замещения аудиторной нагрузки на МООК возрастет до 30 тыс. часов», – комментирует директор Института дистанционного образованияСергей Толстогузов. Одной изособенностей онлайн-образования во всем мире считается высокая заинтересованность слушателей в получении знаний, и документ об окончании курсов получают только самые мотивированные учащиеся.За два с половиной года из 23766 человек, записанных на МООКи ТюмГУ, успешно их завершили только 6 тысяч (25%), что, однако, выше среднемировых значений на 13-15%. Помимо разработки и создания МООКов Тюменский госуниверситет, развивая онлайн-образование, преследуют еще одну цель – сформировать инфраструктуру и кадровый потенциал в Тюменской области для широкого и эффективного использования онлайн-курсов в вузах и ссузах региона. В 2017 году вуз выиграл многомиллионный грант Минобрнауки РФ на создание Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. Повышение квалификации в области использования возможностей современной цифровой образовательной среды на базе Центра уже прошли 268 преподавателей и сотрудников учреждений СПО Тюменской области. В перспективе Тюменский госуниверситет планирует ввести технологии онлайн-обучения впрограммы дополнительного профессионального образования, производить онлайн-курсы на английском языке и выводить их на международные площадки Coursera, edX, XuetangX, а также развивать новые образовательные технологии, такие как виртуальные лаборатории и практикумы, исследовательские симуляторы, геймификация и пр. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет