Валерий Фальков: Об итогах работы коллектива университета за 2012–2018 гг. и стратегических задачах на ближайшие 6 лет

На первом в новом учебном году Ученом совете ректор Валерий Фальков огласил итоги работы коллектива вуза за последние 6 лет и обозначил стратегические цели и задачи на период до 2024 года. Напомним, в апреле 2018 года приказом Минобрнауки России Валерий Фальков был назначен ректором Тюменского госуниверситета на второй срок. Фактическое руководство вузом он осуществляет с декабря 2012 года, когда на него были возложены полномочия исполняющего обязанности ректора. Достижения и статистическая информация за 2012–2018 годы представлены в информационном буклете, подготовленном на основании отчетов ключевых структурных подразделений ТюмГУ. На Ученом совете в своем докладе Валерий Фальков кратко обозначил яркие успехи вуза и указал на ряд проблем, которые предстоит решить.Что удалось? Безусловно, главным достижением Тюменского госуниверситета является его включение в Проект 5-100. «Благодаря поддержке правительства и наличию здоровых амбиций мы совершили дерзновенный прорыв в высшую лигу российских университетов. По прошествии почти 3 лет я уверен, что это было правильное решение, потому что участие в этом проекте каждый год дает университету новые преимущества», – отметил в своем выступлении Валерий Фальков. Значимым показателем динамичного развития университета являются итоги приемной кампании. За прошедшие 6 лет в ТюмГУ не просто значительно улучшилось качество приема, но и изменилась его структура. Из университета заочной формы обучения ТюмГУ постепенно превращается в университет очников. На сегодня в головном вузе обучается без малого 20 тысяч студентов и аспирантов. Из них только 7,8 тысячи учится заочно. «Это хороший результат. И мы поставили себе задачу к 2020 году ограничиться приемом на заочную форму только в магистратуру и не принимать заочников на бакалавриат и специалитет. Это принципиальная позиция», – прокомментировал ректор. По итогам приема в 2018 году ТюмГУ полноправно является лидером по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджет. За 6 лет этот показатель вырос почти на 10 пунктов. «Требования в системе высшего образования сегодня таковы, что вузы, где средний балл ниже 75, считаются вузами со слабым контингентом, – пояснил Валерий Фальков. – Когорта столичных вузов живет давно в логике 85+. И мы к 2020 году по Дорожной карте должны прийти к показателям на бюджет не менее 80. По договору – не менее 70. Это другой контингент и другой университет». Также серьезными результатами были названы инфраструктурные изменения, трансформация образовательной деятельности, новые точки притяжения для талантливых студентов (Политехническая школа, Школа перспективных исследований, Институт X-BIO), а также практически с нуля выстроенные отношения с рядом крупных компаний – «Газпром нефтью», «Сибуром», «Группой ГМС» и др. Инвестиции с их стороны в совместные с университетом проекты за последние 6 лет измеряются сотнями миллионов рублей. Над чем предстоит работать? Трансформация магистратуры – это первое, над чем предстоит упорно работать университету в предстоящие 6 лет. «Нам необходимо сделать ее конкурентоспособной», – считает Валерий Фальков. Проблемными точками он назвал, во-первых, малое количество магистрантов от общего числа студентов вуза – всего 10%. Во-вторых, недостаточное количество тех, кто поступает в магистратуру ТюмГУ из других вузов. Кроме того, все студенты после бакалавриата хотели бы работать. В этой логике занятия в будние дни с 8 утра совершенно неудобны. В магистратурах лучших вузов страны обучение ведется после 18:00 и в выходные дни – тогда, когда удобно студенту, а не преподавателю и университету. К этому нужно стремиться и Тюменскому университету. Для решения этих проблем Валерий Фальков предложил разработать новую стратегическую инициативу по развитию магистратуры. «Нам нужно ответить на ключевые вопросы: почему одни магистерские программы оказываются востребованы у студентов, другие нет? Что влияет на принятие решения – сама программа или бренд университета, условия ее реализации или стоимость, личность руководителя или условия продвижения? Нам нужны индикаторы, определяющие количественные и качественные показатели развития программ». Второе, что вызывает сегодня беспокойство, – это дополнительное образование. Напомним, Институт дополнительного профессионального образования был расформирован и его функции были распределены между структурными подразделениям вуза. «Надо учесть, что это самый динамично растущий сегмент образования в мире. И мы не можем недооценивать данное обстоятельство, – уверен ректор. – Нам нужны новый формат работы, новая команда профессиональных управленцев, новый уровень сетевого взаимодействия с предприятиями и с лучшими вузами, нужна понятная локально-нормативная база». В связи с этим Валерий Фальков предложил ввести в дорожную карту развития университета еще одну стратегическую инициативу – по развитию дополнительного образования. В рамках этой инициативы есть предложение провести трансформацию Института дистанционного образования и рассмотреть его как основу по развитию дополнительного образования, провести разумную централизацию, определить ресурсы, план мероприятий и сформулировать видение на 6 лет вперед.Чего не хватает университету сегодня? Завершая свое выступление Валерий Фальков отметил, что университету очень нужны инициативные и неравнодушные сотрудники, так как без общих созидающих усилий, без деятельного и заинтересованного участия каждого в реализации программы университету не удастся динамично двигаться вперед. «Я преисполнен оптимизма, поскольку знаю, когда мы с вами мобилизуемся. Когда мы себе поставим ясные цели, мы способны достигать очень серьезных результатов», –сказал он. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет