Экологическое образование в Нижегородской области


Проект закона Нижегородской области №479-6 «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Нижегородской области» был инициирован руководителем рабочей группы «Экологическая безопасность урбанизированных территорий» при Общественной палате Нижегородской области, ректором ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Андреем Александровичем Лапшиным.

Напомним, что 14 февраля 2018 года на заседании комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию проект закона был единогласно принят в первом чтении.

Проект направлен на развитие экологического образования, предполагается проведение различных профильных мероприятий для детей. При его разработке использовался опыт других регионов, в частности, Приморского края, Владимирской, Ленинградской, Калининградской и Архангельской областей.

Отдельная статья посвящена организации экологических лагерей, походов и экспедиций, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Владислав Олегович Атмахов:

— Мы всегда говорим о том, что экологическое образование должно начинаться с малого — практически с детского сада. Данным законопроектом предложено возложить эти задачи на учреждения, которые занимаются образованием детей и подростков. Нам с большим трудом удалось провести его, но финансирование на реализацию пока не заложено. В дальнейшем мы будем работать с бюджетом, чтобы на экологическое образование выделялись средств. В сентябре планируется провести совещание, где будут рассматриваться в том числе вопросы финансирования. Тогда закон заработает в полную силу.

Руководитель рабочей группы «Экологическая безопасность урбанизированных территорий» при Общественной палате Нижегородской области, ННГАСУ Андрей Александрович Лапшин:

– Актуальность закона вызвана недостаточным уровнем экологического образования и просвещения в Нижегородской области. Отсутствует главное – система комплексного, непрерывного экологического образования, которая является необходимым условием формирования экологической культуры населения (дошкольное образование – среднее образование – высшее образование – дополнительное образование и переподготовка профессиональных кадров).

Похожая ситуация существует и в сфере экологического просвещения (распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры населения) – многие государственные и негосударственные структуры занимаются данными вопросами, однако отсутствует координация их действий. Решение данных задач позволит повысить уровней экологической культуры населения, без чего невозможно сохранение окружающей природной среды для нынешнего и будущих поколений в аспекте устойчивого развития урбанизированных территорий.

26 июля депутаты Законодательного Собрания приняли во втором чтении проект изменений в областной закон «Об экологической безопасности».

Документ разработан в целях установления правовых и организационных основ осуществления экологического образования и просвещения, создания условий для формирования экологической культуры в Нижегородской области.

В частности, законопроектом дается ряд определений, например, «экологическое образование» и «экологическое просвещение». Проектом закона устанавливаются основные цели, задачи и принципы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Нижегородской области.

Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Роман Владимирович Кабешев.

– Принятие законопроекта продиктовано самой жизнью. Отношение к окружающему миру у многих людей сегодня потребительское. К примеру, граждане могут выбросить мусор прямо на улице, не задумываясь о последствиях. Цель законопроекта – донести до людей необходимость бережного отношения к природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Для этого нужно заниматься экологическим образованием и просвещением, и этот процесс должен быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.


Партнёр: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет