Факультет психологии НГПУ: готовность к новому

Факультет психологии (ФП) НГПУ готовит бакалавров и специалистов по пяти направлениям, а знания, полученные во время учебы, помогают им успешно участвовать в различных федеральных проектах. К примеру, в Корпусе общественных наблюдателей Новосибирской области, где региональным координатором является выпускник ФП НГПУ Никита Зимин.

Расскажи, чем ты сейчас занимаешься?

– На вопрос «Кем ты работаешь?» я обычно отвечаю – разнорабочим. К примеру, сейчас большую часть времени я провожу, складывая контрольно-измерительные материалы в мультифорки. Как только их собирается 15 штук, запаиваю и спускаю в подвал, где определяю, в какие школы они поедут. Занимаюсь и координационной деятельностью: руковожу проведением мониторинга ГИА и подготовкой отчетов, отвечаю за работу наблюдателей, держу связь с Министерством образования области. Недавно вот ездил на селекторное совещание с участием министра образования, руководителей Рособрнадзора и так далее. Связь между всем этим прямая: одна из задач НИМРО – проведение и контроль за процедурой ГИА, а я и работаю у них, и как волонтер координирую Корпус общественных наблюдателей Новосибирской области.

– А на самой итоговой аттестации чем будешь заниматься?

– Если в 2016 и на досрочный этап 2017 года я выходил как наблюдатель, то на основном этапе в прошлом году я работал уже как член государственной экзаменационной комиссии. Именно члены ГЭК принимают важные решения на ГИА, в том числе об удалении участника. Это не так-то просто, например, был случай, когда ребенок с ОВЗ писал экзамен две лишних минуты: когда у него попытались забрать листы, у ребенка началась истерика, он всех отталкивал и пытался дописать. И комиссия должна была решить, засчитать это нарушением или отнестись снисходительно. В этом году работа у меня будет примерно такая же. Плюс нужно будет работать с наблюдателями и органами исполнительной власти, а также заниматься верификацией (следить за распознаванием работ).

– Работа общественным наблюдателем – это большая ответственность. От твоих решений зависит судьба человека, сдающего экзамен, – почему ты готов брать на себя такой груз?

– Ответственность приходит либо с какими-то обстоятельствами, либо с возрастом. За время работы в корпусе я видел процедуру ГИА с разных сторон. Сейчас я знаю, как печатаются и комплектуются КИМы, как они едут до пунктов проведения экзамена, какими правами обладают экзаменуемые, наблюдатели, члены ГЭК. И с этим опытом сомнений остается все меньше. Коллеги и товарищи говорят, что я очень добрый человек. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы людям было проще, лучше, интереснее, если понадобится. И если с участниками ГИА что-то происходит несправедливо, я стараюсь вмешаться.

– Такой взгляд на это у тебя всегда был или сформировался за время учебы?

– Изначально я поступал в другой вуз: проучился там два месяца, не зная даже имен одногруппников. А потом перевелся в НГПУ и здесь как-то все получилось. Почти сразу я попал на выезд актива НГПУ, для меня это стало настоящим взрывом мозга. Раньше я думал: почему люди так свободно общаются, прыгают и бесятся просто так? Это же дикость! А на выезде я общался и прыгал с каждым из присутствовавших, и мне было комфортно! Я начал размышлять: это подобрались именно те сто человек, с которыми мы совпали, или так легко можно общаться со всеми людьми, просто я этого не хочу или не могу? На вечерней свечке после первого дня я признавался, что никогда таким не был, и даже вообразить не мог, что к концу дня охрипну от песен и разговоров. Мне было прям круто – взрыв, буря эмоций! Я даже не представлял, что университет может дать что-то такое. После того выезда у меня изменилось понимание людей. И так было несколько раз. Когда мы готовили адаптационный сбор для первокурсников, я понял, что мне нравится делиться с ними всем, чем можешь. Потом были форумы в Томске, где я узнал, что существует правовая база, увидел масштаб и профессионализм, до которого нужно расти. Каждый шаг тогда переворачивал мое представление о том, как можно сделать лучше себя и остальных. 

– Если бы ты мог что-то сказать себе на первом курсе, когда четыре года учебы впереди, какие бы это были слова?

– Я бы сказал себе: «В будущем ты сделаешь практически все правильно». Ничего отменять бы не стал. Все решения, которые были приняты и пережиты, они оправданы.

– У факультета психологии есть какая-то особая специфика?

– Скажу честно: на Студенческих арбатах нам сложно подвязывать активности к своей деятельности: все интересные вещи кроются за кипами бумаг, большими анкетами в 80 вопросов. Поэтому в прошлом году мы использовали свои знания и решили придумать настольную игру. Взяли несколько механик и адаптировали способности персонажей под существующие психологические термины – получилось достаточно удачно. Всегда интересно задействовать знания в творчестве, это показывает уровень заинтересованности в профессии. К тому же преподаватели у нас открыты, они всегда заявляют, что хотят воплощать новые идеи, только позовите.

– А кто обычно поступает на факультет психологии и потом доучивается до конца?

– Есть хорошая цитата: «Психолог – это раненый целитель». Это человек, который, испытав какие-то сильные переживания и справившись с ними, может разобраться в переживаниях другого человека, дифференцировать их, тонко прочувствовать. Поэтому на ФП идут те, кто хочет или в себе разобраться, или людям помогать. Больше первых. Не знаю, разберутся ли, это уже от них зависит.

– А у тебя получилось?

– А я шел людям помогать. Но, как это обычно бывает, шел за одним — получил другое. Поэтому да, получилось.


Декан ФП НГПУ Ольга Олеговна Андронникова:

– Чтобы успешно учиться на ФП нужно, несомненно, хотеть учиться. Иметь способность к рефлексии и самоанализу. Потому что без способности осознавать себя и свои действия невозможен сложившейся психолог. Нужно иметь много смелости для того, чтобы двигаться в рамках собственного развития и преодолевать внутренние проблемы. Потому что психолог начинает с себя. Не преодолев себя, невозможно помочь другим.

Материал был опубликован в газете «Весь университет»
№4 (85) от 9 июля 2018 года


Направления подготовки ФП НГПУ

Специалитет

Специальность

Специализация

Форма обучения

Вступительные испытания (в порядке приоритета)

Минимальное количество баллов

Психология служебной деятельности

Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов

Очная

Биология

40

Русский язык

42

Обществознание

42

Пенитенциарная психология

Очная

Биология

40

Русский язык

42

Обществознание

42

Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях

Очная

Биология

40

Русский язык

42

Обществознание

42

Педагогика и психология девиантного поведения

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения

Очная, заочная

Обществознание

42

Русский язык

42

Биология

40

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска

Очная

Обществознание

42

Русский язык

42

Биология

40

Бакалавриат

Направление подготовки

Профиль

Форма обучения

Вступительные испытания (в порядке приоритета)

Минимальное количество баллов

Психология

Психология управления

Очная, заочная

Биология

38

Русский язык

42

Обществознание

42

Психолого-педагогическое образование

Психология образования

Очная, заочная

Русский язык

42

Биология

40

Обществознание

42

Психология и педагогика образования одарённых детей

Очная, заочная

Русский язык

42

Биология

40

Обществознание

42

Специальное (дефектологическое) образование

Специальная психология

Очная, заочная

Биология

38

Русский язык

42

Математика

27

Диагностика, консультирование и сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Очная, заочная

Биология

38

Русский язык

42

Математика

27



Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет