По итогам авторских социологических исследований

В ходе итоговой конференции студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (42.03.01) по курсу «Организация и проведение социологических исследований» было защищено 12 авторских социологических исследований, которые студенты научились проводить самостоятельно методами анкетирования и интервью.

Среди наиболее интересных работ хотелось бы отметить следующие:

«Представление студентов о психических расстройствах» (Плехова К., Крамаренко Е., Малофеева С.);

«Исследование эффективности социальной рекламы на примере отказа от курения» (Кузьмина Д., Кораблева А., Фетисова В.);

«Санкт-Петербург глазами иностранных студентов, обучающихся в СПбГТИ(ТУ)» (Иванова С., Будникова Е., Морозова Е.);

«Имидж и репутация ФЭМа среди потенциальных абитуриентов и их родителей» (Зыкова А., Гришина А., Петрова В., Ильина А.);

«Выбор профессии: дань моде или призвание?» (Антонова А., Белякова Л.);

«Основные проблемы в жизни иногородних студентов» (Логиновская К., Дьячковская М., Грицкова Е., Погорелова Д.);

«Отношение современной молодёжи к службе в армии в РФ» (Рылова К.)

Любопытные и полезные данные получили наши исследователи проблем адаптации иностранных студентов в Технологическом институте. В опросе приняли участие 113 человек, и в ходе анкетирования было выявлено, что на успеваемость и посещаемость, помимо других объективных причин, оказывает влияние неуверенность студентов, потому что они чувствуют себя одиноко и не знают город. Почти 75% опрошенных студентов не знают, где находятся ближайшие больницы, полиция и магазины для хозяйственных нужд.

В плане пропусков занятий иностранные обучающиеся мало чем отличаются от местных: большинство пропускают учебу по уважительным причинам, но есть и те, которым просто лень посещать занятия (24%). Треть респондентов пропускает, т.к. считает, что эти занятия можно пропустить (34,5%). Помимо жилищных условий приезжие студенты сталкиваются с такими проблемами как нехватка денежных средств (44%), сложности привыкания к обстановке в городе (34%) и необходимость принятия самостоятельных решений (38%) (использовался множественный ответ).

Также исследование показало, что многие студенты вполне удовлетворены своими условиями проживания и обучения в Санкт-Петербурге, и что бытовые трудности и работа почти никак не влияют на них. Так, 17,5% молодых людей ответили, что работа влияет на их успеваемость, в то время как на 50% «влияет, но не сильно», и у 32,5% работа никак не сказывается на оценках.

Другое исследование «Санкт-Петербург глазами иностранных студентов, обучающихся в СПбГТИ(ТУ)» подтверждает выводы об отсутствии серьезных проблем у иностранных студентов Техноложки. По его результатам можно сделать вывод, что отношения у всех респондентов хорошие как с преподавателями, так и с другими студентами, никакого недопонимания ни у одного респондента не возникало. Более того, у всех участников опроса (исследование проводилось методом интервью) есть хорошие друзья среди одногруппников как из России, так и из других стран. Выявленные факторы, которые оказывают незначительное влияние на жизнь студента Техноложки в Санкт-Петербурге, следующие: трудности с оформлением временной регистрации в отделе международных связей СПбГТИ и проживание в общежитии. Основными проблемами, с которыми сталкиваются иностранные студенты, являются: непредставление регистрации для непроживающих в общежитии, а для остальных основной проблемой являются условия проживания.

Также хотелось бы отметить некоторые результаты исследования, касающиеся формирования имиджа и репутации факультета экономики и менеджмента среди потенциальных абитуриентов и их родителей. Согласно опросу абсолютное большинство старшеклассников полагает, что экономические специальности перспективны для построения карьеры в будущем, причем при выборе факультета у потенциальных абитуриентов как раз основным критерием является перспективность (64%), на втором месте по популярности оказались важны хорошие отзывы об уровне обучения. Интересно, что стоимость обучения не является фактором первой значимости, хотя и довольно существенным, как показали другие исследования студентов курса «Организация и проведение социологических исследований».

В ходе данного исследования было выдвинуто предположение, что зачастую у студентов и абитуриентов складывается мнение о том, что получать экономическое образование в техническом университете не перспективно. Однако опрос показал, что 77% респондентов не согласны с данным утверждением и, по их мнению, это никак не влияет на качество обучения. Один респондент считает, что обучение на экономическом факультете в составе технического вуза является перспективным. 52% от общего числа опрошенных, склонны считать, что о показателе качества обучения, прежде всего, говорит квалификация преподавателей. Неожиданно, что на последнем месте рейтинга стоит наличие современного оборудования.

Продолжая тему перспективности, также стоит упомянуть результаты исследования «Выбор профессии: дань моде или призвание?», результаты которого показали, что при выборе вуза, техникума или колледжа играют важную роль такие факторы, как «стоимость обучения», «бюджетные места» и «качество образования». Они были оценены в 5 баллов большим количеством опрошенных. Далее идут «престижность» и «территориальная доступность». Эти факторы были оценены в 4 балла большим количеством респондентов. Таким образом, большинство опрошенных старшеклассников интересует: перспектива профессии в будущем, стоимость обучения, размер заработной платы, возможность трудоустройства и компетенция профессии.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что у большей части студентов получились очень интересные и значимые исследования, которые заставляют задуматься и вскрывают целый пласт противоречий. Ребята отнеслись к работе творчески, старательно анализировали полученные данные и сопоставляли их с общероссийскими исследованиями, и порой сами были удивлены некоторыми полученными результатами своих отчетов.

Ольга Владимировна Васина, зав. кафедрой социологии, кандидат социологических наук, доцент


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)