Мир глазами нового поколения исследователей

В НГПУ завершился восьмой ежегодный конкурс исследовательских проектов «Одаренный ребенок – одаренный взрослый в быстро меняющемся мире», организованный факультетом психологии (ФП) НГПУ.

Школьники, студенты, а также педагогические работники общеобразовательных организаций Новосибирска приехали в НГПУ для участия в конкурсе, охватывающем различные направления научных исследований. 

В этом году участниками были представлены 24 проекта, посвященные широкому спектру тем: «Модель площадки для выгула собак», «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра», «Выведение цыплят в домашнем инкубаторе», «Современный родитель. Какой он?», «Психология манипуляции», «Робототехника в нашей жизни» и др. Дети, задавая вопрос окружающему миру, самостоятельно отвечают на него, углубляясь в историю, научные гипотезы, предлагая свои проекты решения проблемы, разбирая их как с финансовой стороны, так и с точки зрения общественной пользы. 

По словам членов жюри, уровень, своеобразие и характер развития одаренности с каждым годом изменяется в силу сложного взаимодействия природы ребенка и социальной сферы. Умение раскрыть свои возможности в условиях школы, и представить их в стенах университета — очень серьезный шаг. Так, например, в прошлом году победителями конкурса стали ученики начальной школы из гимназии №6 «Горностай», доказавшие, что главное в работе – это стойкий интерес, внутренняя мотивация и стремление двигаться вперед.

Инициатором конкурса стала кандидат педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии ФП НГПУ Татьяна Леонидовна Павлова.

— Эти дети рассматривают свои проекты как дело сегодняшней жизни и может быть завтрашней. Темы выступлений самые разные, но по постановке проблемы, гипотетического предположения эффекта от проекта имеют право на существование. Между участниками происходит взаимный обмен информацией и то, с каким желанием каждый пытается искренне вникнуть в тему другого – очень важно, — отмечает Татьяна Леонидовна. — В процессе поиска темы, подготовки проекта и его представления у детей формируется критическое мышление. Уметь разрешить проблему, поставить ее перед аудиторией, представить эмоционально, чувственно и аргументированно на реальном фактологическом уровне — это большое достижение как участников конкурса, так и тех взрослых, кто вдохновляет, верит и поддерживает детей. 

Выступлениями работа участников конкурса не ограничивается. Так, ученицы 7 класса, школы №105 Екатерина Логанихина и Марина Ледвина уже запустили проект «Твори добро» с августа 2017 года. Они выращивают траву для кошек, продают ее, на вырученные средства закупают материал для следующего месяца, а на остальные покупают корм для животных из приюта.

— Изначально, я выращивала траву для своего кота. – рассказывает Екатерина. – Затем, замечая много бездомных животных на улицах, я подумала, что можно помогать им, выращивая траву и для них. Сегодняшний конкурс подарил опыт, который нам очень пригодится. В дальнейшем мы хотим создать методику, которая позволяет учитывать количество бездомных собак в Калининском районе, в микрорайоне Снегири.

Инна Семеняк


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет