Владимир Зернов: «Сейчас время предпринимательских университетов»

Интервью с ректором Российского нового университета, председателем Ассоциации негосударственных вузов России, доктором технических наук, профессором Владимиром Зерновым.


Владимир Алексеевич, Российский новый университет недавно отпраздновал 25­летний юбилей. Как вам удалось удержаться на плаву в период кризиса и реорганизаций?

Мы вынуждены работать в архисложных условиях, но университет развивается, потому что здесь преподают лучшие выпускники одного из лучших вузов страны — Московского физико-технического института. Это люди, которые в любой точке мира были бы на ведущих позициях.

Какими достижениями РосНОУ вы гордитесь?

Любой год ознаменован особыми событиями. Например, покупка собственного здания. Выход с докладами на различных международных семинарах самого высокого уровня, среди них и выступление в одном из ведущих в Европе медицинских центров — Шарите — базовой организации университетов Гумбольдта и Свободного университета Берлина.

Кроме того, стоит отметить создание нашими учёными самых чистых в Евразии нанотрубок и, конечно же, день, когда команда КВН РосНОУ стала чемпионом Москвы и России.

Какие новые направления вы планируете открывать?

В этом году появится «Физика наносистем» для обучения специалистов по нанотехнологиям. Мы также готовим открытие медицинского направления в рамках второго высшего образования.

Планируем осуществить подготовку специалистов по искусственному интеллекту, а в сфере общественного питания могут даже появиться разработанные нашими выпускниками кухонные роботы.

Общество до сих пор относится неоднозначно к выпускникам с дипломами негосударственных высших учебных заведений. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

Рособрнадзор относится одинаково строго и к частным вузам, и к государственным, мы обязаны делать все четко. У нас качественный учебный процесс, активная студенческая жизнь и доброжелательное отношение к студентам.

Одно время коммерческие вузы появлялись по всей страны как грибы после дождя, но большую часть из них позднее закрыли. Что будет, если этот процесс превратится в тенденцию?

Если окончательно исчезнет негосударственный сектор, то полностью уйдут зачатки конкурентной среды.

Частные университеты показывают результаты не хуже государственных, не имея субсидий из бюджета страны. В России больше десяти субъектов, где наукометрия частных вузов находится на втором или, крайне редко, на третьем месте в регионах.

Хотелось бы надеяться, что примут специальную программу поддержки негосударственного сектора.

Это основное, отчего зависит, выживет он или нет. Во всех постсоциалистических странах такие программы приняты и реализованы.

Помимо самих университетов нещадно сокращаются филиалы. Как вы к этому относитесь?

Двояко. С одной стороны, абсолютно правильно убирать слабые вузы. Но должны быть четкие, ясные критерии, по которым их закрывают. Как говорил реформатор церкви Мартин Лютер, с водой часто выплескивают ребенка.

К сожалению, во время массового сокращения были случаи, когда закрывали филиалы, которые по наукометрии выше, чем большинство национально-исследовательских университетов.

Ваш личный опыт работы в высшей школе насчитывает более 30 лет: в 1991 году вы возглавили РосНОУ, а до этого момента десять лет трудились в МФТИ. Что, по вашему мнению, изменилось за это время в сфере образования?

Раньше не приходилось вести столько отчетов, перед вузами ставили более четкие задачи. Цель была одна: получение конкурентоспособных на мировом уровне выпускников, что нам и удавалось. А также генерация новых знаний — по этому критерию СССР был мировым лидером.

На протяжении 60 лет многие страны мира перенимали традиции российской системы образования, а теперь пришло время нам взять лучшее, что есть у зарубежных коллег, и начать внедрять у себя.

Как вы относитесь к Единому государственному экзамену?

Лучше ЕГЭ пока никто ничего не придумал. Единственное, я бы КИМы полностью бы взял бы из тех заданий, которые были при СССР. То есть это должны быть не тесты, а задачи.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева намерена ввести в вузах внутренние экзамены для абитуриентов. Как, по вашему мнению, подобные испытания могут и должны проходить?

Чем больше экзаменов, тем лучше. Чем выше их уровень, тем тоже лучше. Человек должен понимать, что для того чтобы поступить на престижное отделение, он должен решить серьезные задачи.

А как вы относитесь к инициативе Минобрнауки России повысить стоимость высшего образования?

Затраты на образование и то, что получается в итоге, не всегда между собой связаны.

Например, стоимость обучения в Гарварде намного выше, чем в МГУ имени Ломоносова, но выпускники физфака или математического факультета Московского университета не уступают выпускнику любого мирового ведущего вуза.

К слову, бюджетные места остались только в России, нигде в мире больше этого нет. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо, это другая система. Но, на мой взгляд, бесплатная учеба демотивирует и расслабляет.

Вы сейчас озвучили ряд болевых точек в системе отечественного высшего образования. Какие задачи, по вашему мнению, сегодня особенно актуальны?

Надо ставить задачи на опережение. Мы сейчас активно развиваем предпринимательское направление: интеллектуальная собственность должна приносить прибыль. В этом случае Россия займет место мирового лидера, как было всю вторую половину ХХ века. Если же этого не сделать, то мы так и будем в списке догоняющих.

За какими университетами будущее? Как должен выглядеть сегодня передовой вуз?

Раньше университеты были гумбольдтовского плана, сочетавшие в себе науку и образование (Прим. ред.: В XX веке Россия взяла в качестве образца Берлинский университет имени Гумбольдта). Потом стали появляться инновационно­исследовательские учреждения. А сейчас время предпринимательских университетов. Но в России к ним прийти не так просто.

Возьмем любой вуз, входящий в первую десятку любого мирового рейтинга. В таком университете доход от интеллектуальной собственности, от торговли патентами, составляет примерно 40-50 % и считается нормальным.

В российской же действительности наибольший доход — четверть процента — имеют всего несколько вузов. В нашей стране по закону нельзя получить доход от интеллектуальной и прочей собственности выше 10%.

Современный вуз — это кластер постиндустриальной экономики. Это структура, где генерируются новые знания, малые предприятия их подхватывают и передают на производство готовые образцы.

На ваш взгляд, каковы причины, по которым в России не получается пока создать «предпринимательские университеты»?

Как мы оцениваем вузы в настоящее время: лидер тот, у кого больше бюджетных мест, выделяемых государством, и кто больше освоит финансов. А вопрос результатов, внедренных инноваций остается за скобками.

Подчеркну: на всем постсоциалистическом пространстве, в отличие от России, были приняты программы поддержки негосударственного сектора, потому что частные предприятия более эффективны. Стоимость научного открытия в негосударственном учреждении в несколько раз дешевле, чем в государственном.Негосударственные вузы создали минимум 100 тысяч рабочих мест по всей стране. На налоги, которые страна получает от частного сектора, содержится десяток государственных вузов.

О поддержке частного сектора недавно говорил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Наконец-то Федеральная антимонопольная служба РФ занялась проблемой конкуренции. По моему мнению, сейчас критерии оценки должны катализировать на получение конкурентноспособной среды, а нас катализируют только на получение бюджетных мест.

Какие научные направления необходимо сегодня развивать для блага нашей страны?

При всем моем большом уважении к гуманитариям, особенно к философам, которые все объясняют, я считаю, прогресс вперёд двигают технари. России необходимы новые прорывные технологии. Например, если бы мы создали квантовый компьютер, то никакие санкции в отношении нашей страны в принципе не могли быть введены. Если государство производит продукт, который покупают все, какие могут быть санкции?!

Отечественная высшая школа известна теорминимумом Льва Ландау. Лауреат Нобелевской премии по физике ушёл из жизни почти 50 лет назад, а свой теоретический минимум придумал 80 лет назад. Неужели за 80 лет у нас ничего не произошло?!

Если сейчас российские вузы станут создавать новые приборы, завоёвывать весь мир, то мы выполним задачу, которую ставил президент России Владимир Путин, — сделаем нашу страну самым комфортабельным местом в мире. Для этого все есть.

Почему сейчас такое внимание к образованию? Первое, без образования не может быть конкурентоспособной экономики. Второе, образование является интегрирующим фактором. Именно благодаря высокому уровню образования Россия стала империей. И Грузия, и Армения, и Азербайджан, и страны Средней Азии пришли к нам добровольно, потому что был более высокий уровень образования. Выпускник советского вуза 50-60 годов был носителем самых высоких технологий и оценивался на вес золота в любой точке мира.

Сегодня в образовании нужна конкурентная среда, тогда будет поддержка не тех, кто получает наибольшее финансирование, а тех, у кого наиболее прорывные результаты.

По нашей традиции собеседник во время интервью называют свою любимую книгу. Какое произведение вы бы посоветовали читателям портала «Российское образование»?

Любимая книга та, которая даёт ответы на насущные вопросы. Мне нравятся мемуары. Раньше это был Черчилль, а сейчас воспоминания Вячеслава Никонова про его деда Вячеслава Молотова «Молотов. Наше дело правое». Великолепная книга!

Беседовала Мария Науменко

Интервью на сайте федерального портала «Российское образование»: >>>


Партнёр: Российский новый университет