А если подойти по-новому?

24 января состоялся Ученый совет факультета химии веществ и материалов. Основной вопрос звучал достаточно тривиально - «Предложения по организации и методам проведения кафедрами воспитательной работы со студентами», однако, сам ход обсуждения и сформулированная в его результате перспектива конкретных действий оказались неординарными и вызывающими далеко не однозначное отношение присутствующих. Проведенный анализ сегодняшней ситуации выявил несколько факторов, заставляющих изменить отношение к воспитательной работе, методам ее осуществления и делающих воспитательный процесс одним из механизмов финансовой стабилизации института.

Вот эти факторы. Достаточно большая доля семей полагается на школу, отводя именно ей превалирующую роль в воспитании молодых людей. Время же учителя занято скорее бумажно-формальным оформлением своей деятельности и необходимостью «метрического» подтверждения ее эффективности. До 70% наших студентов, приехавших на учебу в Санкт-Петербург, мгновенно становятся самостоятельными и остаются один на один со своими проблемами. Действующая система приема в институт обуславливает крайне низкую мотивацию студентов к обучению. Институт кураторов по тем направлениям подготовки, где студенты лишь на третьем курсе попадают под опеку конкретных кафедр, стал неэффективным. Введение на факультете жесткой системы ежемесячной отчетности кураторов не помогло.

Что делать?

На заседание был приглашен проректор по социальной и воспитательной работе СПбГТИ(ТУ) профессор В.Н. Нараев, который напомнил присутствующим об актуализированной на последнем заседании Ученого Совета института «Концепции воспитательной работы» и дал, на основе своего личного опыта, конкретные рекомендации как для кафедр, так и отдельных преподавателей. Содокладчиком выступила доцент Н.В. Захарова, ответственная за воспитательную работу на факультете, предложившая, среди других мер, организовать на кафедрах рекреационные зоны, где студенты могли бы вместе провести время, выйти в Интернет, отдохнуть, попить чай, неформально пообщаться между собой и с преподавателями. Неожиданно оказалось, что в помещении второго этажа кафедры общей химической технологии и катализа такое уже неоднократно было реализовано под контролем сотрудников В.Н. Шураевой и Т.В. Лавровой, и именно по инициативе студентов выпускного курса.

Постепенно осью обсуждения стала идея о персонификации воспитательной работы, перехода от контакта с группой на контакт с отдельным студентом. Декан факультета Н.Н. Правдин привел в пример героя романа В.В. Набокова «Подвиг»: юношу из аристократической среды, который, обучаясь в университете Кэмбриджа, имел, как и любой другой тамошний студент, прикрепленного личного тьютора (куратора). Для героя романа им был профессор, в обязанности которого входило следить, как его подопечный посещает занятия и выполняет жесткие корпоративные каноны, иметь представление о его учебных достижениях, помогать в адаптации к университетской жизни. И это для молодых людей, с детства воспринявших систему моральных и культурных табу! С полезностью подобного сопровождения для наших ребят, внезапно оторванных от домашней опеки, трудно не согласиться. Те, кто бывал в последние годы в студенческих общежитиях, подтвердят справедливость последнего вывода.

А что, если попытаться испытать кэмбриджскую схему кураторства на факультете? Хотя бы на половине вновь образованных после очередного приема студенческих групп. Преподаватель имел бы одного, двух закрепленных за ним студентов, «вел» бы их по крайней мере два младших курса, встречаясь два-три раза в месяц (может быть в фиксированные заранее дни). Настойчивое предложение декана было подвергнуто критическому анализу с самых разных сторон. Решение – в период до следующего ученого совета обстоятельно обдумать, обсудить с преподавателями кафедр и на следующем заседании придти к реализации намерения, поддержанного большинством. Очевидно одно: студенты, действительно, для абсолютного большинства преподавателей – дети. НАШИ ДЕТИ.

Н.Н.Правдин


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)