Развитие сетевых взаимодействий в сфере образования

На состоявшейся 4-5 апреля этого года XLIII научно-методической конференции СПбГТИ(ТУ) «Современные образовательные технологии»по тематическому направлению «Современные образовательные технологии при сетевом взаимодействии с организациями-партнерами» было представлено 11 докладов от отдела сетевых форм реализации образовательных программ учебно-методического управления, 6 из которых – с участием представителей партнерских организаций. Такая активность вызвала закономерный интерес, редакция газеты «Технолог» изучила материалы докладов и убедилась, что речь идет о новом для нашего института направлении работы, уже приносящем реальные результаты. Поэтому мы решили подробнее познакомить читателей с этим подразделением. Для чего оно организовано? Какую роль оно выполняет в обеспечении образовательной деятельности Технологического института? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы наш корреспондент Анна Кашевская встретилась с начальником отдела Юрием Ивановичем Шляго в его кабинете на 2-м этаже профессорского корпуса, где он в это время проводил рабочее совещание с доцентом кафедры теоретических основ материаловедения Сергеем Владимировичем Мякиным.

Рабочее совещание в отделе сетевых форм реализации образовательных программ учебно-методического управления: начальник отдела Юрий Иванович Шляго обсуждает с доцентом кафедры теоретических основ материаловедения Сергеем Владимировичем Мякиным текущие вопросы

Корреспондент:
Отдел сетевых форм реализации образовательных программ является достаточно молодой структурой, он организован в ноябре 2015 года. Для чего он создан, какова его основная задача?


Ю.И.Шляго:
Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу, что отдел, выполняющий задачу, на которой я сейчас остановлюсь, начал работу с 1 января 2015 года в составе управления академической мобильности, и назывался он отделом сетевых взаимодействий. А с 1 ноября 2015 года, в связи с проведенной реорганизацией, этот отдел, но под другим названием, переведен в состав учебно-методического управления.


Итак, какова основная задача отдела?Это развитие сетевых взаимодействийв сфере образования с российскими партнерами: вузами, НИИ, предприятиями.Причем, что важно подчеркнуть, основанных на новых организационно-методических подходах.Как вы понимаете, налаживание взаимодействий – это не самоцель. Речь идет о модернизации учебного процесса путем внедрения современных образовательных технологий, к которым относятся и организация сетевого обучения (академической мобильности), и вовлечение в учебный процесс передовых научных учреждений и высокотехнологичных организаций, не осуществляющих образовательную деятельность, вплоть до создания на их базе кафедр нашего института (или как принято их называть – базовых кафедр) и др.


Корреспондент:
И что же дает организация таких взаимодействий?


Ю.И.Шляго:
Для убедительности приведу почти дословную цитату из «Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ», разработанныхМинобрнауки РФ. Такие взаимодействия создают предпосылки для повышения качества образования за счет интеграции передового опыта ведущих вузов, содействуютактуализации образовательных программ с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности. При этом формируются условия, способствующие развитию у обучающихся личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, способности адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам. Возникают возможности обеспечения гибкости и индивидуализации образовательного процесса за счет расширения границ информированности обучающихся об имеющихся образовательных и иных ресурсах, что позволяет им сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории и повышает мотивацию к учебе.


Корреспондент:
Какие конкретно направления, призванные решить эту задачу, развивает отдел?


Ю.И.Шляго:
Можно выделить три таких направления. Начну с организации разработки и внедрения образовательных программ, реализуемых в сетевой форме при взаимодействии с отечественными партнерами. Что такое сетевая форма реализации образовательной программы? Ее определение дано в статье 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Там сказано, что сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Их принято называть ресурсными. Это научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такие взаимодействия оформляются договорами о сетевой форме реализации образовательной программы, форма которых также регламентирована этой статьей закона. Говоря об актуальности развития данного направления, сошлюсь на авторитет заместителя Министра Минобрнауки РФ Александра Алексеевича Климова. Выступая на VIII Международном форуме «Гарантии качества профессионального образования», он сказал, чтонормой для типового российского университета должно стать не менее 20% образовательных программ, реализуемых в сетевом формате с иными вузами.


Еще одно приоритетное направление работы нашего отдела – это развитие и повышение результативности внутрироссийских межвузовских студенческих обменов. Выделяем его, так сказать, отдельной строкой, поскольку данные, результирующие эту работу, заложены в показатели мониторинга по основным направлениям деятельности образовательной организации, которые направляются в Минобрнауки РФ для оценки эффективности вуза. Так в разделе 2.4.6 учитываются численность студентов, прошедших краткосрочное обучение в других российских вузах, и численность студентов других российских вузов, прошедших краткосрочное обучение в отчитывающемся вузе.
И наконец, последнее (по перечислению, а не по важности!) – это организация сетевых взаимодействий с отечественными предприятиями и НИИ.


Корреспондент:
Но ведь такие взаимодействиябыли и до создания вашего отдела!


Ю.И.Шляго:
Действительно, отдел практик учебно-методического управления (Наталья Владимировна Чумак)традиционно занимается организацией практик студентов нашего института на базе предприятий и НИИ. Это сложившаяся,отлаженная годами схема, позволяющая использовать партнерские площадки для проведения практик по разработанным нашими преподавателями программам.И эта работа продолжает оставаться важной и нужной. Однако в нашем случае речь идет о построении взаимоотношений с предприятиями и НИИ с использованием иных, новых подходов, о которых я уже упоминал. Наша роль – вовлечение ресурсных организаций в образовательную деятельность. В этом случае партнер должен статьполноправным участникомучебного процесса уже на стадии разработки или внесения измененийв образовательную программу, а не просто предоставлятьвузу материально-технические ресурсы, которые тот считает актуальными. Такой подход продуктивен, как правило, в том случае, когда ресурсная организация является динамично развивающейся структурой и заинтересована в подготовке нашим институтом квалифицированных кадров для комплектования штатов собственной научно-производственной базы. В зависимости от готовности партнера к углублению взаимодействия с вузом варианты внедрения такого подхода могут быть различными: отсовместной работы пообоснованию и выбору конкретной номенклатуры ресурсного обеспечения для организации образовательного процесса, согласованной документально в договоре о сетевой форме реализации образовательной программы,до совместной разработки и реализации образовательной программы в сетевой форме и открытия базовой кафедры. Подчеркну, что для такого рода интеграции должны созреть условия и проявиться взаимный интерес сторон. Но при этом мы не должны занимать выжидательную позицию. Нужно стимулировать и развивать эти процессы, поскольку подобные сетевые взаимодействия становятся чрезвычайно актуальными в связи с предстоящим введением в действие профессиональных стандартов, требования которых будут учитыватьсяпри разработке ФГОС нового поколения и соответственно при разработке вузами образовательных программ.Впрочем, уже есть конкретные примеры движения в нужном направлении. Благодаря долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству СПбГТИ(ТУ) с Институтом химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН (ИХС РАН)и ООО «Вириал», в том числе в деле подготовки бакалавров и магистров по направлению «Материаловедение и технологии материалов», в апреле этого года открыты две базовые кафедры СПбГТИ(ТУ): кафедра химии, физики и биологии наноразмерного состояния на базе ИХС РАН (зав. кафедрой, директор института, академик Шевченко Владимир Ярославович)и кафедра материаловедения и технологии высокотемпературных материалов и изделий на базе ООО «Вириал» (зав. кафедрой, генеральный директор предприятияРумянцев Владимир Игоревич). Инициаторами выступили соответственно кафедры теоретических основ материаловедения и химической технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов. Заключен договор о сетевой форме реализации образовательной программы с АО «Салаватский химический завод» по специальности 18.05.01 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» (специализация «Химическая технология органических соединений азота»). Инициатор – кафедра химической технологии органических соединений азота.

Научно-исследовательская база ИХС РАН Научно-исследовательская база ИХС РАН

Научно-производственная база ООО «Вириал» Научно-производственная база ООО «Вириал»

Переговоры с представителем АО «Салаватский химический завод», начальником отдела научно-технического развития Анной Венеровной Ситдиковой

А с отделом практик у нас налажено конструктивное сотрудничество. Поскольку развитие и повышение результативности внутрироссийских межвузовских студенческих обменов, которые включают, в том числе проведение практик на базе образовательных организаций,является одной из важных задач института, эти вопросы, естественно, решаютсявместе. Отдел практик занимается оформлением документов, а мы,работая в контакте с вузами-партнерами,стараемсяинициировать эти мероприятия, заинтересовывая профильные кафедры СПбГТИ(ТУ).Пример – организация нашим подразделениемознакомительных экскурсий в рамках учебной практики в СПбПУ Петра Великого (НТК «Ядерная физика» и Международный центр содействия реализации программ и проектов ЮНИДО) для студентов ряда кафедр инженерно-технологического факультета: инженерной защиты окружающей среды, радиационной технологии,химической технологии материалов и изделий сорбционной техники.

Студенты инженерно-технологического факультета в Международном центре содействия реализации программ и проектов ЮНИДО СПбПУ Петра Великого на лекции директора центра Александра Александровича Старцева

Студенты инженерно-технологического факультета в научно-технологическом комплексе «Ядерная физика» СПбПУ Петра Великого. С работой циклотрона знакомит директор комплекса Владимир Николаевич Ломасов

Кроме того, поскольку мы ведем общеинститутский учет результатов внутрироссийских сетевых взаимодействий с образовательными организациями, на чем я подробнее остановлюсь позже, отдел практик предоставляет нам соответствующие данныепо межвузовской академической мобильности, которая оформлялась договорами на практики.А мы, в свою очередь, предоставляем отделу практик данные по соглашениям о сотрудничестве, заключенным по нашей инициативе и с нашим участием, в которых регламентированы, в том числе и вопросы прохождения практик студентами СПбГТИ(ТУ) на партнерских научно-производственных площадках. Так что наш отдел и отдел практик выполняют каждый свои функции, которые не противоречат, а дополняют друг друга.


Корреспондент:
Вы сказали, что для сетевых взаимодействий на основе современных образовательных технологий, которые развивает ваш отдел, необходимы определенные условия и взаимный интерес сторон, т.е. такая форма сотрудничества не является обязательной?


Ю.И.Шляго:
Действительно, в «Методических рекомендациях» Минобрнауки РФ, на которые я уже ссылался, сказано, что сетевая форма не является обязательной и применяется в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и когда вузы считают это целесообразным. Однако, как я уже говорил, есть установки Минобрнауки РФи директивные показатели, которые предписывают нам максимально серьезно,а главное, результативно, подходить к развитию этого сегмента образовательной деятельности.


Корреспондент:
И каковы же на сегодняшний день результаты?


Ю.И.Шляго:
Прежде чем говорить о результатах, необходимо отметить, что до момента, когда наше подразделение начало свою работу, в нашем институте отсутствовали системность и единый алгоритм развития сетевых взаимодействий с отечественными образовательными и ресурсными организациями с использованием современных организационно-методических принципов. Поэтому мы сформировали специальные подходы, призванные обеспечить эффективность и результативность этой работы, и строимее, развивая и дополняя те контакты и тот опыт, которые ранее были получены нашим институтом. Углубляем и расширяем взаимодействия с теми партнерами, с которыми уже установлено сотрудничество по линии отдела практик и, по мере возможности, стараемся найти с ними общие интересы, реализующиеся через современные образовательные технологии. Учитываемимеющийся опытсовместной работы с предприятиями, базирующийся на передовых методиках, основы которых разработаны Федеральным институтом развития образования. Это, прежде всего, создание образовательных программ с высоким уровнем академической мобильности по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО и при участии предприятий наноиндустрии. Нашим институтом выполнено 5 таких проектов под руководством профессора Тамары Балабековны Чистяковой (я являлся их координатором), в которых приняли участие более 10 кафедр. Активно ищем (и находим!) контакты с новыми партнерами.


С момента организации отдела в нем в разное время трудилисьЕкатерина Борисовна Аронова, Дмитрий Петрович Данилович, Сергей Владимирович Мякин, Татьяна Петровна Насонова, Валентин Николаевич Фищев, Ольга Владимировна Халлисте, которые внесли свой вклад в формирование конкретных результатов этой работы. Впрочем, что касается результатов нашей деятельности, передаю слово Сергею Владимировичу.


С.В.Мякин:
Благодаря работе 16-и кафедр в тесном взаимодействии с нашим подразделением, несмотря на многочисленные проблемы, связанные с его неоднократным в течение 2015 года структурным реформированием и кадровыми изменениями, преодоление которых объективно не способствовало продвижению этого участка деятельности, удалось добиться определенных результатов.


Юрий Иванович уже сказал оботкрытии базовых кафедр – первом опыте такой работы, основанном наположениях действующего законодательства, и договоре о сетевой форме реализации образовательной программы с АО «Салаватский химический завод» - тоже первом опыте заключения договора, отвечающего требованиям статьи 15 Федерального закона «Об образованиив Российской Федерации».Аналогичный договор заключен также с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (Университетом ИТМО) по направлению подготовки 19.04.01 «Биотехнология» (от СПбГТИ(ТУ) – кафедра технологии микробиологического синтеза). Каждый из вузов предоставляет партнеру ресурсы для обучения магистрантов: в нашем институте – по программе магистратуры направленности «Промышленная биоинженерия», в Университете ИТМО – по программе магистратуры направленности «Информационные технологии и измерительные системы в биотехнологии и биоинженерии».


Вышли приказы на внесение изменений в вышеуказанные образовательные программы. Начало реализации – 2016/17 учебный год.


Впервые в нашем институте разработаны и прошли пилотную апробацию совместные образовательные программы. Это дисциплина «Материалы, технология, диагностика и физика тонкопленочных солнечных модулей» – совместно с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ«ЛЭТИ»), Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) и Физико-техническим институтом им. А.Ф.Иоффе РАН (ФТИ им. А.Ф. Иоффе) (разработчик от СПбГТИ(ТУ) – кафедрахимической нанотехнологии и материалов электронной техники) и программа повышения квалификации для персонала АО «Северсталь» совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московским институт стали и сплавов» (НИТУ «МИСиС»)при поддержке ФИОП РОСНАНО (от СПбГТИ(ТУ) - кафедрыхимической технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов,систем автоматизированного проектирования и управления и наше подразделение).


Возросла результативность межвузовских взаимодействий.Количество российских вузов, с которыми действуют соглашения о сотрудничестве, реально обеспечивающие студенческие обмены, возросло с 1 в 2014 г. до 8 в 2015 г. Заключено 5 новых соглашений (Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Омский государственный технический университет, Университет ИТМО, СПбГЭТУ«ЛЭТИ») и активизировалась академическая мобильностьв рамках подписанных в прошлые годы соглашений с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ Петра Великого) и с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Число студенческих обменов удалось увеличить(в сотрудничестве с отделом практик) более чем в 5 раз: с 21 человека в 2014 г. до 110 человек в 2015 г.: из них 75% - краткосрочное обучение студентов СПбГТИ(ТУ) в вуза-партнерах и 25% - краткосрочное обучение студентов вузов-партнеров в СПбГТИ(ТУ).

Переговоры с представителем Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, заместителем директора по учебной работе института строительного материаловедения и техносферной безопасности, заместителем заведующего кафедрой неорганической химии Любовью Васильевной Денисовой

Переговоры с представителем Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, профессором Лилией Анасовной Хасановой

Студентки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Оксана Горшкова и Зинфира Ахтямова выполняют исследования на кафедре технологии микробиологического синтеза Студентки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Оксана Горшкова и Зинфира Ахтямова выполняют исследования на кафедре технологии микробиологического синтеза

Студентка Казанского национального исследовательского технологического университета Юлия Новоселова выполняет исследования на кафедре технологии электрохимических производств Студентка Казанского национального исследовательского технологического университета Юлия Новоселова выполняет исследования на кафедре технологии электрохимических производств

Группа студентов Университета ИТМО во время практических занятий на кафедре системного анализа

Корреспондент:
Не могли бы вы перечислить, кто конкретно внес вклад в эти результаты?


Ю.И. Шляго:
С удовольствием! Хочу отметить, что озвученные результаты достигнуты, благодаря значительно возросшей активности отдельных кафедр, руководителей направлений подготовки, деканатов факультетов в развитии внутрироссийского межвузовского сотрудничества и взаимовыгодного партнерства с предприятиями и НИИ. И, что особенно важно, нацеленного на обеспечение реальных показателей!Выход на принципиально новый уровень работы в этом направлении обеспечили усилия сотрудников и заведующих кафедрами (перечисляю их по алфавиту): инженерной защиты окружающей среды (зав. кафедрой Григорий Константинович Ивахнюк), инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии (зав. кафедрой Валерий АфанасьевичДоильницын), молекулярной биотехнологии (зав. кафедрой Анатолий Иосифович Гинак, Дмитрий Олегович Виноходов), оборудования и робототехники переработки пластмасс (зав. кафедрой Владислав Павлович Бритов), радиационной технологии (зав. кафедрой Игорь Викторович Юдин), системного анализа (зав. кафедрой Виктория Ивановна Халимон), систем автоматизированного проектирования и управления (зав. кафедрой Тамара Балабековна Чистякова), теоретических основ материаловедения (зав. кафедрой Максим Максимович Сычев), технологии микробиологического синтеза (зав. кафедрой Татьяна Борисовна Лисицкая), технологии электротехнических производств (зав. кафедрой Дмитрий Валентинович Агафонов), управления персоналом и рекламы (зав. кафедрой Анна Анатольевна Дороговцева), физической химии (зав. кафедрой ВикторВладимирович Гусаров), химической нанотехнологии и материалов электронной техники (зав. кафедрой Анатолий Алексеевич Малыгин), химической технологии органических соединений азота (зав. кафедрой Борис Михайлович Ласкин), химической технологии материалов и изделий сорбционной техники (зав. кафедрой Вячеслав Викторович Самонин), химической технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов (зав. кафедрой Андрей Павлович Шевчик, Игорь Борисович Пантелеев). Ряд перечисленных заведующих кафедрами являются и руководителями направлений подготовки. Мы отмечаем особое внимание, которое уделяют вопросам развития сетевого взаимодействия с отечественными партнерами лично деканыфакультета веществ и материалов Николай Николаевич Правдин и инженерно-технологического факультета, зав. кафедрой химической энергетики Андрей Семенович Мазур.


Хотел бы, пользуясь возможностью, любезно предоставленной редакцией, поблагодарить деканов факультетов, руководителей направлений подготовки, заведующих кафедрами и их сотрудников, которые активно проводят эту работу. Мы рассчитываем на продолжение с ними плодотворного сотрудничества.


И конечно, огромное спасибо всем моим коллегам, которые за время работы в отделе внесли свою лепту в наше общее дело.


Корреспондент:
В преамбуле ответа на мой вопрос о результативности было отмечено, что вами сформулированы специальные подходы к организации этой работы. В чем они заключаются?


Ю.И.Шляго:
Да, такие подходы мы сформулировали, озвучили (в том числе на совещании с заместителями деканов факультетов по учебной работе, проведенном нами в июне 2015 года), следуем им сами и убедительно просим наших институтских коллег учитывать их в своей работе.

Выступление Сергея Владимировича Мякина на совещании с заместителями деканов факультетов по учебной работе (июнь 2015 г.)

Начну с формирования системы внутривузовских партнерских отношений, предусматривающей организацию совместной с руководителями кафедр, направлений подготовки, деканатов факультетов работы, при которой наше подразделение выполняет ряд обязательных функций. Каких именно? Во-первых, освобождает преподавателей от рутинной работы и берет на себя выполнение технических процедур подготовки, внутривузовского и внешнего согласования соответствующих документов, вплоть до их подписания руководством организаций. Во-вторых, оказывает консультационные услуги, базирующиеся на информации, получаемой на основе систематически проводимого мониторинга и анализа наиболее актуальных направлений развития сетевых взаимодействий в образовательной сфере с отечественными вузами и ресурсными организациями. В-третьих, выступает координатором и участником, а где это необходимо, и инициатором переговорных процессов с партнерами. Таким образом, в результате постоянного диалога и обмена мнениями мы совместно с коллегами формируем предложения по сотрудничеству, определяем конкретные варианты (модели) сетевых взаимодействий, намечаем пути оптимизации учебных планов и образовательных траекторий и пр., а затем всё это реализуем на практике.


Следующий момент. Мы считаем, что до заключения договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, целесообразно проводитьпредварительную апробацию сетевого взаимодействия на основе соглашений о сотрудничестве с конкретными партнерами в рамках мероприятий, развивающих академическую мобильность обучающихся. Это не обязательное условие, с нашей стороны оно носит рекомендательный характер. Решение остается за коллегами.


Мы внедрили в практику нашей работынеукоснительное соблюдение принципа обеспечения результативности сетевых взаимодействий. Соглашения о сотрудничестве с вузами-партнерами должны быть не просто декларациями о намерениях, а являться основой для организации конкретных, разнообразных и документально подтвержденных студенческих обменов (по вновь заключаемым соглашениям – в обязательном порядке, по ранее заключенным – активно ищутся возможности).


Очень важно – создание системы учета и контроля результатов внутрироссийских сетевых взаимодействий в образовательной области. Все данные по такому сотрудничеству интегрированы в систематически обновляемую базу данных, разработанную нашим подразделением, структура и информативность которой позволяют максимально быстро представлять отчетность в форматах, соответствующих запросам вышестоящих организаций (данные по межвузовским студенческим обменам, оформленным договорами на практику, поступают нам от отдела практик).Систематизированы соответствующие документы на бумажных носителях и налажено их хранение в качестве материалов, подтверждающих показатели, представляемые в отчетность (оформление документов по практиками вопросы их хранения определены профильным внутривузовским Положением).


Нами взято за правило информирование через сайт СПбГТИ(ТУ), через газету «Технолог»обо всех значимых мероприятиях, связанных с развитием взаимодействий института с отечественными партнерскими организациями в образовательной сфере, с выделением подразделений-лидеров и наиболее отличившихся сотрудников.


И наконец, это регламентация работы по всем направлениям деятельности нашего подразделения. Разработаны, введены в действие и имеются в открытом доступе на сайте СПбГТИ(ТУ) соответствующие локальные нормативные акты: «Инструкция о порядке организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ в СПбГТИ(ТУ)» и «Положение о порядке организации базовой кафедры СПбГТИ(ТУ) в научной (научно-производственной, производственной) организации».


Корреспондент:
А есть ли особые подходы к формированию образовательных программ в сетевом формате?


С.В.Мякин:
Да, конечно, такие методические подходы существуют, и их выбор зависит от вариантов и моделей реализации образовательных программ в сетевой форме, рекомендованных Минобрнауки РФ.


Возьмем, например, совместные образовательные программы (СОП). Данный вариант подразумевает интеграцию образовательных программ двух и более вузов в единую программу с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками.Программа разрабатывается и утверждается совместно организациями, участвующими в сетевом взаимодействии, а по результатам ее освоения обучающимся выдаются документы об образовании каждым из партнеров, т.е. предусматривается двойное дипломирование. Такой подход считается приоритетным, хотя его внедрение и сопряжено с рядом сложностей. Это и необходимость совпадения направлений (направленностей) подготовки интегрируемых программ, и недостаточность на сегодняшний день мотивации сотрудников, призванных осуществлять довольно трудоемкую работу по согласованию учебных планов и внесению изменений в программы, и некоторые опасения со стороны руководства и преподавателей кафедр в связи с возможностью снижения их учебной нагрузки при объединении учебных планов и т.п. В связи с этим,важным организационным принципом формирования таких программ становится придание им взаимодополняющего характера, который предусматривает введение в состав СОП дисциплин (отдельных разделов, модулей), преподаваемых в одной из организаций-партнеров и отсутствующих в других, что не приведет к кардинальному сокращению количества кафедр, участвующих в сетевом взаимодействии. При этом актуальным становится сетевое взаимодействие образовательных организаций различного профиля: химико-технологического, физико-математического, инженерно-экономического и др.Такая СОП будет носить междисциплинарный характер, что отвечает актуальным задачам модернизации учебного процесса на основе современных образовательных технологий. Возможно, для ее реализации отдельным вузам-партнерам потребуется открытие новых направлений подготовки, что усложнит организационную составляющую, но, безусловно, повысит качество обучения за счет преподавания эксклюзивных дисциплин специалистами профильных образовательных организаций, обладающих более высокой квалификацией и имеющих доступ к современному специализированному научно-исследовательскому оборудованию. Реализация таких подходов позволит разнопрофильным вузам взаимно дополнять свои образовательные ресурсы, что обеспечит более глубокое и всестороннее понимание студентами изучаемых материалов, процессов и технологий, а также расширит материально-техническую базу для выполнения всех видов практико-ориентированных учебных занятий.


Если говорить об образовательных программах, реализуемых базовым вузомв сотрудничестве с ресурсными организациями, то такой вариант предусматривает разнообразные модели взаимодействия.


Например, модель включения отдельных дисциплин или модулей (под которыми могут подразумеваться отдельные разделы одной или нескольких дисциплин) образовательных программ ресурсных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в образовательную программу базовой организации. Данный подход создает широкие возможности модифицирования и оптимизации образовательных траекторий. При этом при заключении договоров о сетевой форме реализации образовательных программ желательно предусмотреть взаимный обмен образовательными ресурсами, т.е. каждый вуз выступает и как базовая, и как ресурсная организация. Как и в случае СОП, наиболее перспективным представляется обмен взаимодополняющими дисциплинами или модулями, относящимися к одинаковым или близким направлениям (направленностям) подготовки, при реализации которых аналогичные объекты изучения рассматриваются с разных точек зрения: химии, физики, биологии, теоретических и экспериментальных методов исследования, математического моделирования и т.д. Для упрощения процедуры финансовых взаиморасчетов такие договоры целесообразно формировать на паритетной (по объемам учебной нагрузки) основе. Примером реализации данного подхода является уже упоминавшийся договор с Университетом ИТМО по направлению подготовки 19.04.01 «Биотехнология».


Представляет интерес модель «индивидуальный выбор», в соответствии с которой обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно формировать образовательную траекторию за счет включения в вариативную часть программы дисциплин (модулей), осваиваемых в других вузах. Примером реализации такой модели является освоение студентами кафедр химической нанотехнологии и материалов электронной техники и теоретических основ материаловедения уже упоминавшейся СОП, разработанной СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГТИ(ТУ), РГПУ им. А.И. Герцена и ФТИ им. А.Ф. Иоффе.


Еще одна модель – «вуз-предприятие» предусматриваетвовлечение партнеров, не осуществляющих образовательную деятельность, в учебный процесс вуза, о чем подробно уже говорил Юрий Иванович.


Ю.И.Шляго:
Подытоживая подробный анализ, проведенный Сергеем Владимировичем, я бы хотел отметить, что в целом рассмотренные варианты и модели сетевых взаимодействий создают перспективы повышения качества, гибкости и индивидуализации образовательных программ на основе принципов взаимодополняющего межвузовского сотрудничества и привлечения ресурсов различных организаций-партнеров, не осуществляющих образовательную деятельность. При этом наша задача – в каждом конкретном случае выбрать именно тот вариант, ту модель, которые позволили бы нам оптимально решать стоящие задачи и максимально использовать открывающиеся возможности для внедрения в учебную деятельность института современных образовательных технологий.


Корреспондент:
Что тормозит развитие сетевых взаимодействий в образовательной области?


Ю.И.Шляго:
Назову основные, на наш взгляд, имеющиеся сегодня проблемы, без преодоления которых невозможно серьезно повысить результативность этой работы.


Во-первых, необходимо решение вопросов стимулирования.Первыми шагами по мотивации сетевого взаимодействияв образовательной сфере было включение в бланк индивидуального рейтингового показателя деятельности ППС пункта 6.6.1: «Составление и согласование программ в рамках академической мобильности с отечественными вузами». В связи с этим стоит порекомендовать добавить в эту формулировку и «участие в реализации программ», а также дифференцировать оценку работы по отправке наших студентов в партнерские вузы и работы по приему студентов вузов-партнеров на кафедрах нашего института (последнее - существенно более трудоемкая процедура). Целесообразно добавить в показатели разработку и реализацию образовательных программ в сетевых формах совместно с отечественными ресурсными организациями, а при оценке взаимодействия с отечественными вузами особо выделить разработку и реализацию программ двух дипломов. Соответствующие предложения мы дали в рабочую комиссию.Было бы правильным распространить эти показатели на оценку деятельности кафедр и факультетов.


Дальнейшее стимулирование развития этого направления образовательной деятельности связано с выполнением рекомендации ректора Андрея Павловича Шевчика попробовать, в порядке эксперимента, сформироватьсмету расходов на модернизацию образовательных программ при сотрудничестве


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)