Университетское пространство должно соответствовать веяниям времени

В Тюменском госуниверситете состоялась очередная Коммуникативная лаборатория с ректором. Сотрудники и студенты университета обсудили вопрос о том, как правильно организовать пространство для обучения студентов в соответствии с новыми требованиями времени. Тема, как признается ректор, очень интересная и благодатная. Благодатная, потому что в отличие, например, от исследовательской деятельности или образовательной здесь гораздо быстрее все можно сделать и показать, поясняет он. Сегодня наблюдается сдвиг в понимании того, какой должна быть образовательная инфраструктура. Если раньше классно-урочная система строилась в основном на односторонней коммуникации: преподаватель говорит, все остальные записывают, то современная система предполагает диалог, командную работу и возможность организовать быстрые, а при необходимости и удаленные коммуникации, все большую значимость приобретают проектные работы. А это уже совсем другая организация пространства. «Недаром наша коммуникативная лаборатория проходит в плоской аудитории, мы видим лица друг друга, у нас равная позиция в этой коммуникации, мы все ее участники. В большинстве случаев подобным образом будет организована работа и со студентами», – говорит ректор. От логики ремонта к логике дизайн-проекта Корпуса, аудитории, столовые, парковки – все это есть наш университет. Напомним, что такая инфраструктура появилась еще в 90-е годы и долгое время не претерпевала изменений. То, что мы имеем сегодня, хорошо смотрелось 20 лет назад. Пришло время заняться ее переосмыслением и переустройством. Причем не «местечковым» (отремонтировать пару аудиторий в корпусе или крышу), а комплексным. Примером тому может служить решение переселить в этом году весь Институт наук о Земле и заняться комплексным благоустройством старого здания. За последние три года университету уже удалось достичь определенных результатов в этом направлении. Построена современная парковка, по дизайн-проекту отремонтирована столовая в Институте биологии, там же обустроен пользующийся большой популярностью у преподавателей и студентов тренажерный зал. Ну и конечно, новый зал Гёте, ставший визитной карточкой университета. «Важно, что мы меняем не только пространство, но еще и поведенческие привычки. Мы позволяем людям по-другому себя чувствовать, давая возможность находиться в приятной и комфортной обстановке. И это особый, культурологический момент», – обращает внимание ректор. Трансформируемые аудитории Первостепенное внимание при изменении образовательного пространства будет обращено на большие аудитории и лекционные залы. Именно они позволяют по-новому организовать работу с большими потоками людей. Разработка проектов таких аудиторий (а они будут в каждом корпусе) уже ведется. Главный принцип – устроить студентам удобное пространство для проведения в стенах университета не только учебного, но и свободного времени, тем самым мотивировать их на эффективную командную работу. «Новые аудитории должны быть трансформируемыми, то есть подходить и для групповой работы, и для проведения мероприятий. Легкая в перемещении мебель, современное техническое оборудование, функциональность в плане инженерных коммуникаций – все это позволит иначе посмотреть на организацию учебного процесса», – поясняет директор Центра информационных технологий Дмитрий Сериков. Имеющиеся проекты аудиторий частично были продемонстрированы участникам обсуждения. Лицо университета Не секрет, что у большого университета роль «лица» выполняет главный корпус. И то здание, что мы сейчас имеем, не может рассматриваться на перспективу как главное, считает ректор ТюмГУ. Работы по проектированию нового корпуса, который бы отвечал всем требованиям времени, ведутся уже в течение двух лет. Каким будет «лицо» вуза? Безусловно, красивым, органично вписывающимся в архитектуру исторической части города. Здание будет больше, чем прежнее. Но пока это все на бумаге. «Этот проект настолько масштабный, что не решится в одночасье, – акцентирует внимание ректор. – Чтобы начать физические работы по строительству нового здания, нужно пройти государственную экспертизу. Так что пока 100% гарантии нет. Но я верю, что мы его построим. Потому что, если не веришь в дело, зачем им заниматься?» Университет – второй дом Обсуждая инфраструктурную политику вуза, участники лаборатории пришли к единому мнению: в концепцию организации образовательного пространства необходимо включить принцип «В университете как дома». В ходе открытой дискуссии были сформулированы задачи, которые для соблюдения этого принципа необходимо решить. Например: активно использовать пространство библиотеки; подумать о доступности оргтехники для студентов; продлить часы работы охраны и обслуживающего персонала, тем самым увеличить время пребывания в корпусах студентов и преподавателей, занятых разработкой проектов; заняться благоустройством не только корпусов, но и прилегающих территорий; рассмотреть возможность создания ботанического сада; подумать о стилистическом единстве университетских корпусов. Завершая встречу, Валерий Фальков предложил продолжить обсуждение темы переустройства пространства в начале следующего учебного года. Для наглядности – в одной из отремонтированных аудиторий в Институте математики и компьютерных наук. #GAL# Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет