Школьники анализируют состояние мира и решают проблемы регионов

5-14 июля в Чувашской Республике будет проходить уже пятая Российская компетентностная олимпиада. Заинтересован в проекте – ни много ни мало – Национальный фонд подготовки кадров. И это вполне объяснимо, ведь компетентностный подход к образованию воспитывает человека, несущего личную ответственность за благополучие общества. Как же это происходит? «Я – умею, я – могу!» Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового мира, в котором главная ценность – мобильный, высококвалифицированный человек. Россия следует глобальным тенденциям: в стране выстраивается другая система образования, опирающаяся не на конечные знания, умения, навыки, а на компетенции или качества, необходимые человеку-универсалу – новому человеку грядущего. Основные параметры компетентности – это способность и готовность. Учащийся должен уметь действовать в конкретной жизненной ситуации, а также обладать мощным волевым потенциалом. По мнению специалистов,  подростковый возраст – не единственное время, когда формируются эти базисные параметры. Любой жизненный опыт, каждая образовательная ситуация вносит свой вклад в развитие компетентности. Как рождалась компетенция Компетентностный подход подарила миру старушка Англия. Внимание фокусировалось на конкретных заказах профессиональной сферы, а не на проблемах образования. Термин «компетенция» родился в Америке в 70-х – и до сих пор не имеет своего четкого определения. Дать термину толкование так же сложно, как и определить качества, необходимые успешному профессионалу. Собственно, компетентностный подход этим и занимается – учит людей универсальным составляющим успешной профессиональной деятельности. В каждой стране профессиональная сфера дает свой запрос на те или иные компетенции. И тем не менее, общее в этих подходах есть. Компетенции-отмычки Так называемые «ключевые компетенции» – это основание для всех других, более специфических и предметно ориентированных. Они необходимы в любой сфере деятельности любой страны. Это залог самоопределения, жизненного успеха человека и благосостояния общества. Именно ключевые компетентности легли в основу модернизации образования в России. Список ключевых компетенций, принятый на симпозиуме Совета Европы, призывает человека к достижению значимых для него целей. Изучай! - Сам возьми ответственность за свое обучение. - Следи за упорядоченностью и связностью познаний. - Ищи личные эффективные приемы обучения. - Учись преодолевать трудности. - Учись с помощью полученного опыта. Ищи! - Пользуйся различными материалами. - Расспрашивай окружающих. - Советуйся с экспертами. - Учись работе с документацией. Думай! - Изыскивай связи прошлого и настоящего. - Развивай в себе критическое отношение к различным моментам развития социума. - Преодолевай робость и иные недостатки. - Развивай собственное мнение, отстаивай его в дискуссиях. - Оценивай окружение, в том числе с точки зрения политики и экономики. - Вырабатывай полезные привычки. - Цени искусство и разбирайся в нем. Взаимодействуй! - Осваивай сотрудничество через совместный труд. - Учись создавать и выполнять соглашения. - Учись договариваться. - Развивай навык принятия решений. Включайся в работу! - Входи в коллектив или группу и выполняй свою часть работы. - Доказывай единство группы. - Принимай ответственность. - Умей организовать себя. - Научись использовать технику. Адаптируйся! - Владей технологиями. - Не бойся трудностей. - Будь гибким в изменяющихся условиях. - Находи оригинальные решения. Надежда «Русского мира» По мнению Александра Попова, главы АНО ДПО «Открытое образование» и руководителя Лаборатории компетентностных практик, цель нового подхода к обучению вообще и компетентностных олимпиад в частности – это страна, которая является полноправным субъектом международного взаимодействия на всех геополитических уровнях. Страна, в которой каждый ее гражданин может менять жизнь общества к лучшему уже со школьной скамьи. Компетентностные олимпиады показали, насколько органично учащиеся подходят для такой деятельности, насколько продуктивен индивидуальный подход, опирающийся на культурно-историческую теорию и практическую деятельность. Открытое образование старается развить в ученике базовые компетенции, чтобы он мог решить проблему самооопределия и приносить реальную пользу своему региону и обществу в целом. Программа сопровождения «Система Выбор», созданная нашими специалистами, тоже относится к составляющим открытого образования. Курс помогает облегчить профессиональное и личностное самоопределение путем развития модели осознанного выбора. Система наставничества, индивидуальный подход к каждому подростку, создание условий для того, чтобы ребенок мог найти себя и свой путь – все это «Система выбор». И включиться в нее вы можете уже сегодня!
Партнёр: Смарт Курс