Дистанционное образование: знания на расстоянии
Век научно-технического прогресса позволяет “набрать обороты” новой форме обучения, каждый студент может получить среднее профессиональное образование дистанционно, то есть “на расстоянии”. Все, что для этого требуется, - персональный компьютер и доступ к сети Интернет.
С появлением этой системы современные студенты смогли вздохнуть свободно. Они были избавлены от ежедневных поездок в колледж или лицей, индивидуальный график дал им абсолютную свободу действий и выбора. Некоторые преподаватели называют дистанционный метод “полной профанацией” образования, обходной формой получения диплома. С законом не поспоришь: диплом о дистанционном образовании имеет ту же силу, что и документ, полученный выпускником дневного отделения средне-специального учебного заведения.
Попробуем разобраться, всегда ли дистанционные лекции проигрывают “очным” урокам, и какие преимущества дает система дистанционного обучения обычному среднестатистическому студенту.
“Экзамен на диване”: за и против.
Споры о вреде и пользе дистанционного обучения начались с первого дня внедрения этой технологии в привычный процесс образования.
За: Гибкий график обучения. Легко ли быть свободным?
Модульная система, которая лежит в основе принципа “дистанционки”, предусматривает формирование индивидуального курса лекций, зачетов, экзаменов для каждого студента. Таким образом, удалось убрать барьеры и “сломать” устаревшую систему лекций по расписанию.
Против: Ловушка для силы воли
Обратной стороной медали под названием “свободный график” стали сложности с осуществлением систематического контроля. Для достижения положительного результата ученик должен четко осознавать мотивацию, уметь планировать свое время и обладать высоким уровнем самоорганизации.
За: Условия повышенной комфортности
Психологическая особенность подросткового возраста - резкое “отрицание” всего, что кажется неприемлемым. В первую очередь, это касается учебы. Просиживая на нудных лекциях, ребенок не только никак не раскрывает свой потенциал, но еще и “тормозит” развитие. Ученик сам выбирает место для лекции: удобный диван, лавочка в парке или уютное кафе.
Против: Несовершенство системы, или заочно рисовать не научишь.
Дистанционное обучение физике или математике представляется легко. С гуманитарными направлениями также особых трудностей не возникнет. Творческие профессии основаны на необходимости личного взаимодействия учителя и ученика. Поэтому удаленное обучение по курсу живописи, хореографии или театрального мастерства пока не представляется возможным.
За: Цена вопроса.
В современном мире деньги решают многое. Поэтому многие родители выбирают дистанционные формы обучения. Еще бы, ведь стоимость удаленного курса значительно привлекательней цены за обучение на дневном отделении. По данным экспертов корпорации Microsoft, сетевое обучение вскоре может стать как минимум вдвое дешевле традиционного.
Против: Как избежать изоляции?
Для четкого понимания темы важен зрительный и коммуникативный контакт. “Живая” речь преподавателя, его эмоции, замечания и интересные дополнения “к слову” - то, что создает комфортную психологическую атмосферу на лекциях. К тому же, с удаленными однокурсниками не получится пообщаться или повеселиться.
От истоков к совершенству. Методы дистанционного обучения.
Слушай. В последнее время преподаватели дистанционных курсов стараются отходить от привычной модели лекций или учебников. Развитие Web-технологий позволяет организовать видеоконференции в режиме реального времени.
Наблюдай. Отправить по сети изображения, графики или учебные таблицы - дело нескольких минут. Ученик получит возможность наглядно изучить материал. Сидя на последней парте в лекционной аудитории, ему вряд ли будут доступны все детали, изображенные на фото или доске. Для удаленного курса уже разработаны специальные электронные базы данных, обучающие программы и онлайн-библиотеки.
Взаимодействуй. Основная задача - избежать изолированности учеников от преподавателя и друг от друга. Для этого применяются технологии “один к многим” и “многие ко многим”, основанные на интерактивности процесса. К ним относят: коллективные дискуссии, диспуты, методики “мозгового штурма”.
Исследуй. Дистанционные студенты готовят индивидуальные проекты, презентации, проводят собственные исследования. В некоторых случаях такая методика требует специального технического оснащения (лаборатории, реагенты, экспонаты, тренажеры), чем студенты зачастую не смогут воспользоваться в домашних условиях.
Куда пойти учиться?
Практически каждый техникум, лицей или колледж давно использует современные технологии учебы “на расстоянии”. Для большинства востребованных на рынке труда профессий уже разработаны методики дистанционного курса. Кроме того, во многих заведениях допускается обучение параллельно со школой. То есть, по окончании 11 класса ученик получит диплом о среднем образовании одновременно со школьным аттестатом.
Среди родителей бытует мнение, что дистанционная форма обучения каким-то образом указывается в дипломе. По закону дистанционный курс - это одна из технологий заочного обучения. Соответственно, никакого слова “дистанционный” в дипломе просто быть не может.
На сегодняшний день, дистанционное среднее профессиональное образование имеет оптимистичные прогнозы и перспективы развития. Подростку сложно не заблудиться в мире профессий. Абстрактный опыт друзей, знакомых, влияние родителей часто становятся причиной неправильного выбора карьеры.
Комплексная программа “Система Выбор” создана для профориентационной помощи вчерашним школьникам. Раскрыть способности и потенциал, сознательно выбрать правильный путь развития и будущую профессию ребенка - главные задачи нашего проекта.
Партнёр:
Смарт Курс