«Земля в иллюминаторе...»

7 апреля в преддверии 55-летия со дня первого полета человека в космос в Военмехе состоялась встреча с Андреем Ивановичем Борисенко, летчиком-космонавтом, Героем России, выпускником вуза 1987 года. Символично, что первый свой полет Андрей Борисенкосовершил 5 апреля 2011 года с космодрома Байконур в составе экипажа корабля «Юрий Гагарин» тоже в юбилейную дату - в честь 50-летия первого полета человека в космос. Напомним, что в составе экипажа корабля были два российских космонавта: командирАлександр Самокутяев и бортинженер Андрей Борисенко. Второй бортинженер – американский астронавт Рональд Гаран.

 

 

Андрей Иванович – желанный гость в университете, об этом свидетельствует неизменно заполненная студентами и преподавателями 318-я аудитория, когда он приезжает с очередным дружеским визитом. Вот и в этот раз уже не было свободных мест, а студенты все приходили и приходили. Пришлось срочно приносить стулья из других аудиторий.

В начале встречи несколько теплых слов о космонавте сказал Олег Петрович Мухин, вице-президент Федерации космонавтики РФ.Андрей Иванович поздравил коллег с Днем космонавтики и предложил общаться в формате дружеской беседы. Прежде чем ответить на все вопросы собравшихся, Андрей Иванович продемонстрировал увлекательный фильм о пребывании на космической станции. Необыкновенно интересно было узнать, как проходил полугодовой полет на МКС, каков быт космонавтов, что они чувствуют в вечной невесомости, как работают и общаются друг с другом. Космонавты не только сняли фильм об уникальном полете, но и сделали много фотографий Земли. Как сказал Андрей Иванович, только ради того, чтобы увидеть нашу удивительную планету из космоса, стоит туда полететь!

В течение нескольких часов Андрей Иванович отвечал на самые разные вопросы, первый из которых был о том, как стать космонавтом.

- Прежде всего окончить Военмех, наш с вами родной вуз! Одно из требований - высшее образование. На сегодняшний день профиль образования не оговаривается. Тем не менее, устраивая экзамены для будущих космонавтов, мы поняли, что образование должно быть все-таки техническим, либо летным, либо научным. Экономистов, юристов или гуманитариев мы на станции пока не ждем, так как они не могут показать необходимых на сегодняшний день знаний и умений, необходимых для профессионального космонавта. Важно иметь также серьезный уровень здоровья. Я имею в виду не физическую подготовку, она может быть первоклассной, а возможности организма, которые оцениваются комиссией в комплексе. Дается прогноз на тренируемость, рассчитываются резервы организма кандидата в космонавты. Третье условие – требование мандатной комиссии на предмет отсутствия различных правонарушений.
Затем проводится собеседование, где выясняется мотивация человека, который принес заявление (готов ли он к сложностям этой профессии: ненормированному рабочему дню, определенному риску, долгим разлукам с родными и близкими), а также общеобразовательный уровень. Следующий и решающий шаг - медицинская комиссия, которая длится несколько недель. Если человеку удается пройти сквозь это «сито», он допускается к первоначальному курсу обучения, двухгодичной общекосмической подготовке, по результатам которой кандидаты в космонавты сдают экзамены, и им присваивается квалификация «космонавт-испытатель». С этого момента человек зачисляется на должность космонавта-испытателя. В настоящее время космонавта-испытателя рано или поздно стараются поставить в экипаж, чтобы он выполнил свой космический полет и оправдал те средства, которые были вложены в процесс его подготовки. К сожалению, существует много факторов, которые могут поставить крест на карьере. Например, укус энцефалитного клеща - это пожизненная дисквалификация для полетов в космос. И таких факторов, к сожалению, очень много.

- Когда планируется очередной набор в отряд космонавтов?

- Точно сказать не могу. Возможно, в 2017 году, но пока никаких окончательных решений по этому вопросу нет. В среднем набор проходит не чаще чем через два года.

- Андрей Иванович, а какой режим дня на МКС, и как обстоят дела с питанием, есть ли необычные запахи?

– Режим труда и отдыха определяется ЦУПом, ежедневный план работ есть по каждому члену экипажа. Живем по Гринвичу. Россиянам в этом плане больше повезло, чем американцам, – сдвиг по времени между МКС и национальными ЦУПами меньше. Подъем в 6 часов утра, умываемся, завтракаем и приступаем каждый к своей работе. Потом обед, опять работа. Ужин, подготовка к завтрашним делам. Личного времени один час, во время которого стараемся пообщаться с семьями, отвечаем на письма. В субботу и воскресенье проводим телемосты, конференции. Поддерживаем физическую форму, занимаясь на тренажерах. Очень увлекательно фотографировать. Казалось бы – столько есть времени (на дорогу домой и на работу тратить не надо), но за все пребывание в космосе не смогли доделать коллаж из фото (очень много работы!). Отбой в 21.30. Конечно, далеко не всегда удается четко следовать режиму, это естественно. На борту более 500 наименований продуктов. Это сублимированные продукты в специальной упаковке, консервы. Почти всё вкусно, но мечтаешь о шашлыке! Иногда с грузом доставляются на корабль свежие фрукты. Насчет запахов. Меня как инженера ничем не удивишь, ко всему привык. Каких-то необычных запахов нет. Иногда задают вопрос, снятся ли в космосе интересные сны. Мои сны, как и на земле, были самые обыкновенные.

- Что такое невесомость? Какие возникают ощущения?

- Невесомость можно сравнить с ощущением, когда на большой скорости вы проезжаете на машине горбатый мостик. На мгновение захватывает дух. Наверное, каждый из вас знаком с этим чувством. Так вот, это чувство начинается в начале полета и заканчивается в конце!

- Что Вы испытывали при приземлении?

- Объятья гравитации! Я, честно говоря, опасался этих первых минут приземления, будучи на борту станции. Но, к моему большому удивлению, не ощутил сложностей в том, чтобы поднять руку или ногу. Видимо, сказалась та физическая подготовка, которую мы проводили на бортовых тренажерах. В первые минуты и часы были проблемы с вестибулярным аппаратом. Такие вестибулярные расстройства отмечают все космонавты. Очень сильно проявление так называемой морской болезни. Неприятное чувство. Но через 2-3 часа все приходит в норму.

- Много ли внештатных ситуаций отрабатывается перед полетом? Изучаете ли американскую аппаратуру перед полетом?

- Примерно 30 процентов всего подготовительного процесса посвящено отработке действий при возникновении внештатных ситуаций. В первую очередь тех, которые несут угрозу безопасности корабля и жизни экипажа. Это пожар, разгерметизация, утечка токсичных веществ в атмосферу станции. К счастью, ничего подобного в космосе у нас не было. У нас есть распределение обязанностей между космонавтами и астронавтами. Российские космонавты готовятся как специалисты по российскому сегменту. По американскому сегменту мы готовимся в режиме пользователей. Мы знаем, как штатно работает система, и умеем с ней обращаться.

- Возможны ли в ближайшее время полёты на Марс, Луну, или это фантастика?

- На сегодняшний день существуют серьезные препятствия для полёта на Марс. Мы пока не можем осуществить его за короткий период времени. Из-за этого возникает одна из главных проблем – отсутствие защиты экипажа от различных космических излучений. Можно запустить экипаж на Марс и вернуть обратно. Но в случае вспышки на солнце или других неприятностей «космической погоды» к Марсу прилетят уже не совсем здоровые люди. И поэтому сейчас дата первого полёта привязана и к срокам создания системы защиты от космических излучений. Если же удастся создать, например, ядерный двигатель большой тяги и ядерно-энергетическую установку, которые обеспечат полет на Марс в течение нескольких недель, тогда это станет возможным и без такой защиты. Я думаю, и это мое личное мнение, что полет на Луну станет возможен через 10-15 лет. Может быть, кто-то из военмеховцев и поднимет камень с Луны, в жизни все бывает!

- Не встречались ли Вы с неземными цивилизациями?

- Я вынужден дать стандартный ответ: ни я, ни мои коллеги космонавты не попадали в ситуации, которые можно было бы охарактеризовать, как встречу с другой цивилизацией. Если и случалось нечто, то это всегда вполне научно объяснялось. Хотя в глубине души я верю, что мы в космосе не одни и рано или поздно встретимся с братьями по разуму.

- Вы сказали, чтобы полететь в космос, нужно ответить на вопрос, зачем человеку это нужно. А что Вы ответили на это?

- Мне такой вопрос не задавали, потому что после окончания Военмеха я целенаправленно шел к этому. Для себя у меня был ответ: проработав много лет в качестве специалиста на земле, мне хотелось применить свои знания, весь тот багаж, который приобрел в Центе управления полетом, в космосе. Это был шаг вперед. Была попытка реализовать мечту с детства.

- Что Вы можете сказать о своем предстоящем полете?

- Вы знаете, космонавты немного суеверны, мы опасаемся неприятных случайностей, которые могут этому помешать, поэтому стараюсь о полете заранее подробно не говорить. А случайности подстерегают на каждом шагу. Например, если твой напарник подвернул ногу перед полетом, то не полетит весь экипаж, потому что подготовка была именно в составе этого экипажа. Скажу только, что полет запланирован на 28-29 сентября. Посадка – 24-25 января, получается чуть меньше полугода. На борту мы должны будем провести порядка 45 экспериментов: технических, медико-биологических, научных.

- Чем хотели бы заниматься после окончания очередного полета?

- Буду ждать следующего полета в космос! На самом деле это серьезный вопрос. Профессия космонавта связана с риском, долгим отсутствием дома, как я уже говорил. Родным нелегко ждать и переживать за нас, поэтому нужно учитывать чувства тех, кто рядом с тобой.

- Можно ли взять в космос нашу университетскую газету?

- Наверное, смогу.

В конце встречи А.С. Массарский - почетный доктор БГТУ «Военмех», заслуженный работник культуры РФ преподнес Андрею Ивановичу свою новую книгу «За кадром и в кадре» с пожеланием всегда возвращаться! Космонавт пожелал студентам успешно окончить вуз, наметить цель и идти к ней. «Дерзайте, и все у вас получится!» - сказал он будущим выпускникам. 

Ирина ЦИВИЛЕВА

 

 


Партнёр: Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова