Зачем ученическое самоуправление в современной школе? Часть 2.

Сегодня мы продолжаем говорить о возражениях против введения ученического самоуправления.

Итак, возражение № 2. "Мы уже пробовали это раньше".

Основной смысл этого возражения - ссылка на прошлый негативный опыт, который в действительности мог иметь место в данном общеобразовательном учреждении. Как правило, этим аргументом пользуются опытные педагоги, имеющие собственный опыт организации и участия в работе органов самоуправления в прежние годы, когда в каждой школе работала комсомольская организация, действовал орган ученического самоуправления, а потом все это было ликвидировано.

Вполне очевидно, что это естественная реакция человека, который "обжегся на молоке, а теперь дует и на воду". Но в его словах есть рациональное зерно и главное – этот учитель вам очень нужен в дальнейшем, так как у него уже есть собственный опыт, чего, к сожалению, нет у большинства молодых "энтузиастов", готовых к "революционным" преобразованиям своей школы.

Ваши действия и аргументы.

С таким человеком следовало бы переговорить заранее, узнать о существовавших традициях самоуправления в вашей школе, о том, кто из ваших педагогов имеет такой же опыт и т.д. Но если такого разговора не было, то самый выигрышный вариант – попросить его рассказать во время педагогического совета о собственном опыте и главное – о тех педагогических выводах, которые это человек смог сделать самостоятельно, опираясь на этот опыт. Их можно и нужно рассматривать в качестве определенной "страховки", которая позволит педагогическому коллективу избежать прежних ошибок, уже совершенных ранее. А данным оппонентам желательно предложить роль "экспертной группы", которая получает право самым тщательным образом проанализировать ваши материалы. Разумеется, они должны быть подготовлены к этому. Пусть эксперты, исходя из уже имеющегося личного опыта, проанализируют предлагаемые материалы и сделают аргументированные выводы.

Если они окажутся положительными, то вы получаете самый убедительный довод – мнение весьма опытных специалистов. Это один вариант развития событий. Но если отзывы не в вашу пользу, то вам следует акцентировать внимание педагогического совета на том, что предлагаемый вами материал совсем не тот, что ваши коллеги пробовали раньше. Да, ваши идеи похожи на прежний опыт, но только на первый взгляд. Далее  вы излагаете существенные отличия вашей модели, разумеется, они должны быть сформулированы заранее. Желательно оформить свои доводы в виде сравнительной таблицы, даже графически выделив принципиальные отличия. Не "мелочитесь", сделайте кратко, выделив главное. Не забудьте подчеркнуть, что  современные условия существенно отличаются от тех, в которых функционировала прежняя система ученического самоуправления. Следовательно, вам нужно сделать акцент именно на этих двух обстоятельствах, во-первых,  ваша модель отличается от той системы, которая была много лет назад, и, во-вторых, принципиально изменились социальные условия в том числе –  образовавшийся за последние годы коммуникативный вакуум внутришкольной деятельности  и недостаток в возможности самореализации школьников через  реальную значимую деятельность. Эти доводы, как правило, помогают.

Ждем ваши комментарии и аргументы, которые вы успешно используете в своей практике, когда встречаетесь с данным возражением. Адрес нашего форума молодежного самоуправления -  www.mmforum.ru  или почта – 5values@mail.ru

Завтра поговорим о возражении № 3. "Мы никогда раньше этого не делали".


Партнёр: Форум "Лидер молодежного самоуправления"