Вебинары: как наладить диалог со слушателями
«Изящная шутка лектора была отмечена гробовым молчанием… А также 27-ю улыбающимися «смайликами» и 49-ю хохочущими, которые он получил в чате»
( с сайта клиента)
В июне мы организовали проведение авторского курса Ларисы Бух (основателя Школы Ведущих вебинары) «Онлайн-преподаватель. Методика проведения вебинаров в образовательном процессе» и для того, чтобы лучше понимать проблемы слушателей и их ожидания – перед началом курса задали им вопрос: «Что для Вас является наиболее сложным в проведении вебинаров?»
Подавляющее большинство слушателей отметило, что сложнее всего им удается поддерживать вниманиеслушателей в течение вебинара, организовать обратную связь, увлечь слушателя в процесс обсуждения, заставить его задавать вопросы, удержать до конца вебинара, чтобы на середине он не отключился.
Если обобщить эти проблемы, то основную сложность для начинающего ведущего вебинара представляет организация интерактивности, а основной страх – «все ушли, а я в пустоту вещаю».
Но все не так страшно, как кажется, есть определенные технологии, используя которые можно сделать вебинар живым, увлекательным, а слушателей - его активными участниками.
Составляющие интерактивности
Для того чтобы вебинар стал действительно интерактивным необходимо две составляющие. Первая - площадка для проведения вебинара, содержащая инструменты для общения со слушателем. Вторая – умение ведущего эти инструменты использовать.
Площадки для проведения вебинаров можно условно разделить на три категории: профессиональные, полупрофессиональные и любительские. Одна из основных ошибок начинающих спикеров – выбор площадки для проведения вебинаров, в которой инструменты интерактивности отсутствуют или минимальны.
Не секрет, что часто площадку для проведения вебинара выбирают так же как стиральный порошок в известной рекламе: «А если …не видно разницы, зачем платить больше?». Так вот разница есть, и в основном она касается именно функций интерактивности.
Если говорить проще, то базовые функции: видео и аудио-трансляция, чат и возможность загружать презентации есть практически у всех площадок, но далеко не все дают возможность, например, трансляции видео-файлов, проведения опросов и др.
Вовлекающая функциональность
Ниже я перечислю функции качественной платформы для проведения вебинаров, с помощью которых можно удерживать, и переключать внимание слушателя, задавать нужные темп, ритм, получать обратную связь и наиболее распространенные способы их использования. Как правило, эти функции присутствуют в профессиональных платформах, и отсутствуют полностью либо частично в бесплатных.
Самые интересные функции - дающие возможность совместной виртуальной работыведущего и участников вебинара, это:
1. Трансляция голоса и видео участников.Ведущий может подключить слушателей в конференцию, дать им возможность выступить. Эта функция активно используется при проведении онлайн-тренингов, и дает слушателю вебинара почти реальное ощущение присутствия в учебном классе.
2. Совместный просмотр презентаций, документов, рабочего стола и приложений, видео-файлов (в том числе с видеохостинга Youtube.com без загрузки их в систему). Ведущий также может разрешить слушателям загружать, и показывать свои материалы. Эта функция особенно актуальна при обучении работе с программным обеспечением и со сложными техническими устройствами.
3. Электронная доскас набором инструментов для совместного создания участниками схем, эскизов, рисунков, набросков и с возможностью включения поверх презентаций и документов. Ведущий может дать любому из участников право на использование инструментов для рисования на доске. Эта возможность важна при обучении технических специалистов и ведущие часто ее используют в качестве легкого и быстрого способа контроля. Например: «Укажите на чертеже…., проведите…, разместите…, проложите…, выделите… и др.».
4. Текстовый чат, позволяющий участникам обмениваться сообщениями, в том числе приватными, и задавать вопросы ведущим. Это самый распространенный элемент интерактивности, но некоторые платформы кроме текста позволяют использовать в чате смайлики, изменять цвет фона и шрифта, использовать приватный чат, а опытные ведущие используют эти возможности при проведении вебинара. Например, «Выделите зеленым цветом, если…».
5. Проведение опросовдля получения быстрой обратной связи. Опросы ведущий создает на этапе планирования вебинара. Опросы обычно состоят из одного вопроса и вариантов ответов на него. Результаты опросов могут сохраняться в системе, и ведущий может их просмотреть после завершения вебинара. В результатах опросов он может увидеть, как именно ответил каждый из пользователей. Также некоторые платформы дают возможно использовать «Свободный» ответ, где участник сам введет свой вариант ответа. В рамках одного вебинара может быть создано и проведено любое количество опросов. В каждом опросе один участник может участвовать только один раз. Ведущий может выбрать режим, при котором результаты опроса будут доступны для просмотра другим участникам во время проведения опроса, либо режим, при котором участники не будут видеть результатов опроса. Когда ведущий запускает опрос, то окно «Опрос» появляется у всех участников. Закрыть окно «Опрос» может только ведущий. «Продвинутая» платформа позволяет просматривать результаты опроса в двух разрезах: результаты по пользователям – в этом случае можно посмотреть, как именно ответил каждый из участников опроса и по ответам – в этом случае отображается статистика выбора различных вариантов ответов на вопрос опроса. Опросы, также как и чат являются одним из самых распространенных инструментов ведущего вебинара, который позволяет «разбудить» участников.
6. Виртуальные эмоции и поднятие руки.В ходе встречи участники могут поднимать руку и с помощью электронных эмоций выражать свое мнение: возражать, удивляться, выражать радость, восторг. Эти инструменты дают участникам вебинара возможность оперативно выразить свое мнение, не нарушая при этом ход вебинара. Особенно это актуально, если речь идет о вебинаре, выстроенном в форме лекции или доклада, где весь вебинар идет монолог ведущего, а остальные участники находятся в роли слушателей в прямом смысле этого слова. Эти инструменты дают возможность участникам вебинара обратить на себя внимание, показать, что они хотят высказаться. Ведущий вебинара при этом может отслеживать как общее количество участников, выражающих ту или иную эмоцию или поднявших руку, так и посмотреть, кто именно поднял руку, или включил ту или иную эмоцию
Также профессиональная платформа позволяет ведущему вебинара самостоятельно создавать, настраивать, и использовать размещение окон внутри комнаты. Например, потянув за любой край или угол окна, ведущий может изменить его размер.
Если ведущий будет использовать в своем вебинаре все или хотя бы часть инструментов из предлагаемых ему платформой, то его вебинар станет гораздо живее, ярче и увлекательнее, никто не отключится на середине, и в конце вебинара ведущий увидит в чате многократное «Спасибо!».
Партнёр:
Компания Ракурс