Ученическое самоуправление: личностные аспекты и перспективы развития
В журнале «Молодежь и общество» № 4, 2011 в рубрике «Технологии работы с молодежью» вышла статья «Ученическое самоуправление: личностные аспекты и перспективы развития». Вашему вниманию предлагается несколько кратких фрагментов для размышлений и обсуждения.
Первым из аспектов назовем "Индивидуальную социальную адаптацию" (или социальную практику). Это процесс постоянной тренировки адаптационных механизмов личности. Для наглядности введем образ "колпака", который имеется в арсенале каждого человека для того, чтобы в случае необходимости закрывать им свою душу, не пуская в нее слишком назойливых собеседников.
Вспомните простую житейскую ситуацию, когда вы, например, входите в вагон метро или в городской автобус. Сама ситуация не предполагает активного, а тем более доверительного общения, поэтому практически все пассажиры надевают своеобразный защитный колпак, который и оберегает наши нервы от различных неприятностей. Мы молча добираемся до нужной станции и … Далее по ситуации: если мы приехали на работу, то входим в образ работника (ученика, начальника, сослуживца), а если вернулись домой, то принимаем на себя другую роль (сына, брата, мужа, отца и т.д.). Эта роль и определяет наш стиль общения.
Этот механизм "психологической защиты" (его мы и называем "колпак") должен постоянно тренироваться, как и любой другой орган или мышца. Если этого не происходит, то он атрофируется, перестает функционировать, "ржавеет". И в этом случае наступает трагическая ситуация: человек уже не может быть откровенным и искренним, он хотел бы поговорить по душам, то есть приподнять свой "колпак" (читай - снять или отменить психологическую защиту), но увы … он прочно прирос и его уже невозможно сдвинуть, приподнять, обнажить свою душу.
Чтобы этого не произошло, мы предоставляем школьнику возможность постоянных доверительных контактов с самыми разнообразными людьми. Прежде всего, это малая группа, в которой ребята имеют возможность обсуждать планы своей работы, предстоящие походы или социальные проекты, рассказывать о своих трудностях и проблемах, делиться новыми знаниями, впечатлениями. Взрослые также могут выслушать, помочь, проконсультировать, посоветовать и т.д. Наконец, это сама социальная практика, то есть общение с разными слоями населения при проведении различных акций, проектов, встреч и мероприятий. Все это дает возможность тренировать свой механизм "психологической защиты", понимая, что все люди разные и нужно уметь избрать тактику общения в каждой конкретной ситуации.
А как вы понимаете этот аспект развития ученического самоуправления? Есть ли у вас опыт личного участия в работе органов самоуправления? Или вы считаете, что этого происходит?
С современным опытом вы можете познакомиться, читая материалы участников Турнира «Лидер и команды», который мы проводит в этом году. Адрес в сети - http://mmforum.ru/ Там уже 152 команды со всех регионов России начинают выкладывать свои материалы! Поддержите их!
Партнёр:
Форум "Лидер молодежного самоуправления"