Мир искусства глазами художников: 68 историй и путешествие длиной 40 000 лет

А вы знаете, что Матисс «рисовал ножницами» и любил разглядывать все предметы через цветные стеклышки? А что Питер Брейгель в юности прошел пешком всю Европу и перешел через Альпы? Или о том, что Пабло Пикассо всего за месяц нарисовал свое знаменитое полотно «Герника» размером 7 на 3 метра в одиночку? А у Андрея Рублева был симпатичный кот Юшка?

 

У нас сегодня вдохновляющая большая книга об искусстве — «Звездная ночь Ван Гога», которая в этом году вошла в детский топ-лист выставки non/fictio№18. В ней художники сами рассказывают о том, как рождались их знаменитые творения, о чем они размышляли, что чувствовали в разные моменты своей жизни.

 

Это история о живом искусстве, о мире, где правит прекрасное.

 

Кстати, в конце письма вас ждут первые новогодние скидки и подарки. Не пропустите!

 

Очарованные искусством

 

«Звездная ночь Ван Гога» — это чарующая, большая и красивая книга, которая вместила в себя 68 историй из жизни художников и путешествие в мир искусства длиной 40 000 лет!

 

Марк Шагал, Андрей Рублев, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Клод Лоррен, Рафаэль, Микеланджело, Рембрант, Поль Сезан, Джексон Поллок и многие другие.

 

На страницах этой удивительной книги собраны портреты-зарисовки из жизни талантливых людей. Ярких, самобытных, многогранных личностей... Художников, скульпторов, фотографов, которые хотели сделать мир прекраснее. С каждым из них вы познакомитесь поближе.

 

 

 

Что любили эти великие люди? Как они проводили вечера в кругу семьи? Как создавали свои произведения? Что им удавалось, а что нет? Что они чувствовали, о чем горевали или мечтали?

 

В книге целые эпохи преподносятся через истории жизни творческих людей с их радостями и печалями. В ней нет пафоса, энциклопедических статей и скучных фактов. А искусство подается через призму души художника — человека и творца.

 

Со страниц книги художники, скульпторы, фотографы говорят с читателем. Все рассказы ведутся от первого лица, в репортажном стиле и помогают окунуться в атмосферу жизни каждого из них. Кажется, будто ты находишься в мастерской, рисуешь, лепишь, вырезаешь вместе с гениями. Это удивительное сокровенное чувство сопричастности очаровывает и дарит вдохновение.

 

Именно поэтому «Звездная ночь Ван Гога» получилась такой душевной. Книга удивляет, впечатляет, пробуждает эмоции. Пронзительные и трогательные истории учат сопереживать и проживать вместе с художниками маленькие отрывки их жизней.

 

И это здорово, ведь то, что затрагивает чувства ребенка, заинтересовывает и навсегда остается в его памяти.

 

 

 

А еще наша новинка помогает понять, что искусство — настоящая волшебная сила, которая объединяет страны и путешествует сквозь века, это универсальный язык, которым мы пользуемся, если нам не хватает обычных слов.

 

На одном дыхании

 

— Эта книга очень содержательная и по праву заслуживает эпитета «большая». И по объему (более 300 страниц), и по формату (больше А4).

 

— Эта книга о живом искусстве, которое кажется близким и понятным. Из нее вы узнаете, о чем думали, создавая свои шедевры, первобытный охотник, древнекитайский скульптор, древнеримский художник, багдадский каллиграф, японский гравер, викторианский фотограф. Побываете в разных частях света. Увидите гробницу Тутанхамона, первую в мире скульптуру — Человекольва, самые известные полотна и другие произведения искусства.

 

 

 

В книге собраны фотографии и репродукции известных работ, а также календарь событий за 40 000 лет истории искусства, словарь терминов и развороты о городах, которые в разные эпохи становились центрами искусства (Афины, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Москва).

 

— Вас ждет теплое художественное повествование и короткие рассказы (на 2-3 страницы), которые читаются на одном дыхании. Легкие, остроумные, добрые, с тонко подмеченными деталями. Даже сами названия рассказов настраивают на лиричную волну.

 

 

 

— Под обложкой тысячи любопытных фактов и историй, которые помогут понять, как создавались те или иные произведения, разобраться в особенностях техники и, что очень важно, — узнать, как видели свои работы сами авторы.

 

— Книга безупречно оформлена. Плотные глянцевые страницы, самобытные иллюстрации, лаконичный стильный дизайн.

 

— Это книга для всей семьи, она учит любви и добру всех — и детей, и взрослых.

 

 

 

Истории из первых уст

 

Пересказать стихи невозможно, так же, как и эту книгу. Чтобы понять, насколько она прекрасна, ее нужно читать. Мы выбрали для вас несколько фрагментов историй. А также приготовили три рассказа, которые вы можете скачать целиком.

 

Об Андрее Рублеве, Василии Кандинском и Пабло Пикассо.

 

День рождения. Как Марк Шагал создавал одноименную картину

 

6 июля — за три недели до свадьбы — у Шагала был день рождения. Его возлюбленной Белле хотелось подарить будущему мужу что-то особенное. Она испекла медовый торт и пирог с красной смородиной, составила букет из роз и полевых цветов и завернула подарки в два платка с ярким красивым узором. Белла надела свое лучшее платье — черное с белым кружевным воротником — и пошла к Шагалу. Он на всю жизнь запомнил, как она возникла на пороге с подарками в руках.

 

«В комнату вместе с ней влетели синий воздух, любовь и цветы!» — рассказывал он много лет спустя.

 

Любить — все равно что летать. Если глядеть со стороны, в этой сценке не было ничего особенного. Белла поставила пироги на стол и принялась искать вазу для цветов.

 

— Тебе нравятся подарки? — спросила она. — Конечно, нравятся. Ведь это твои подарки! Даже если ты принесешь мне селедочный хвост — я буду счастлив…

 

Шагал уже знал, что обязательно напишет этот момент: яркие цветы, узорчатые платки, но главное — чувство полета. И глаза Беллы, когда она думала, что он стоит где-то сзади, а он вдруг оказался рядом с ней, лицом к лицу, будто перелетел через комнату.

 

Марк Шагал. «День рождения». — Иллюстрация из книги.

 

Логика природы. О том, как Поль Сезан рисовал гору Святой Виктории

 

Сезанну вдруг припомнился один особенный день. Когда же это было? Лет пятнадцать назад, а то и больше. Он поставил мольберт под соснами. В тринадцати километрах от него любимая гора Святой Виктории будто бы наклонилась в его сторону. Ее раскаленные каменные бока отливали серым, коричневым, голубым; яркие краски дрожали и расплывались в летнем мареве. Дул горячий ветер, сильно пахло сосновой хвоей и дикой мятой, что росла между камнями. Слева от Сезанна ветки сосны будто нарочно обрамляли гору Святой Виктории.

 

Он нарисовал и их: короткие черные мазки, красный блик, белый блик. Сосна и гора знать не знали друг о друге, но встретились на одной картине. У пейзажа есть своя логика, своя структура — как у здания. Сезанн добавил маленький красный блик на крыше чьего-то амбара. Он не смог бы объяснить это словами, но, когда брал кисть, чувствовал: разные части пейзажа складываются воедино. Они неслучайны, они подогнаны, как кусочки мозаики.

 

Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории с большой сосной». — Иллюстрация из книги.

 

Прямо из банки. Жена Джексона Поллока о том, как он творил

 

Я прижимаюсь лицом к стене сарая. Деревянные доски пахнут смолой и солнцем. Между ними есть щель, и через нее я заглядываю внутрь. Сначала мне почти ничего не видно: в сарае полумрак, а на улице яркий летний полдень. Я различаю только спину Джексона. Вдоль стен расставлены картины, но та, над которой Джексон работает сейчас, лежит на полу.

 

Он сказал, что теперь будет рисовать вот так: пришпилит холст к полу, чтобы можно было ходить вокруг, подбираться с любой стороны. Почему бы и нет? Мы все привыкли, что художник сидит или стоит у мольберта, но ведь можно и по-другому.

 

Джексону нравится, как рисуют индейцы навахо: тонкой струйкой сыплют цветной песок прямо на землю, выводя священные узоры. Мои глаза привыкают к полумраку. Джексон вытряхивает кристаллики сухой краски из коробочки на ладонь и разбрасывает их по всему холсту, словно семена. Затем садится на перевернутый ящик и внимательно разглядывает картину.

 

Джексон Поллок за работой. — Источник.

 

Я приподнимаюсь на цыпочки, но все равно не вижу, что это его так увлекло. Потом он вскакивает, хватает со стола открытую банку с краской, переворачивает ее вверх дном, цветная струя льется прямо на холст, и все начинается сначала. Все это время он кружит около холста, словно шаман в ритуальном танце.

 

Если я постучу в дверь, волшебство кончится. Ни один художник никогда раньше не рисовал вот так. Я сдвигаюсь чуть влево, теперь мне видно кусочек картины на полу. Блестят капли и потеки густой краски — черные, серебристые, белые. О чем эта картина? С таким же успехом можно спросить у танцора: о чем ты танцуешь? Если у тебя от чего-то захватывает дух, уже не так важно, «про что это».

 

Что говорят о книге?

 

Евангелина, отзыв с Лабиринт. ру: «Книга великолепная! И стоит каждой копейки, потраченных на нее! Мне очень часто приходилось слышать сетования о том, что трудно найти такую книгу, которая давала бы системное представление о развитии искусства от первобытности до наших дней. Эта книга как раз дает общее представление о ключевых моментах и фигурах в истории искусства. И дает в превосходной форме точно, емко, образно, живым и интересным языком. Каждый рассказ это попытка описать событие, эпоху, процесс создания произведения глазами очевидца.

 

 

Описываются художники в момент творчества. И благодаря такому приему у читателя появляется понимание произведений. Когда, после прочтения книги, возвращаешься к какой-то картине, описанной в ней, возникает ощущение, что ты был очевидцем ее создания».

 

Наташа Кайя, художник и искусствовед, автор книги «Играем в искусство»: «Это не массив фактов и поступков, только лёгкое дыхание искусства — импрессии и ощущения. Ни капли занудства в книге, ни намёка на усталость после двух часов чтения взапой.

 

Факты органично вплетены в повествование. Автор полностью погружает читателя в атмосферу: ты чувствуешь, какая на улице погода и откуда дует ветерок, проникаешься чувствами и мечтами художников, сопереживаешь их трудностям. Даже разговоры подслушать можно! Многие рассказы о конкретных мастерах начинаются с повествования о их детства. И правда, это же так близко каждому ребёнку!»

 

Эта книга о людях, живших в разные эпохи и в разных частях света, но обладавших удивительным даром изображать то, что их удивляло и волновало. Ее герои рисуют на скалах, на стенах, на дереве, на холсте, на бумаге. Они хотят превратить свои мысли и чувства во что-то живое и настоящее, что можно увидеть, потрогать, передать другим.

 

Все они говорят с нами, обычными людьми, на языке образов. И благодаря этой книге ваш ребенок научится лучше понимать этот язык — язык искусства, полюбит его всей душой и возможно однажды и сам создаст что-то, что сделает наш мир еще прекраснее.


Партнёр: Издательство МИФ